Александр Ткачев недоволен поставками в Россию дешевого сахара из приграничных стран. В чем причина столь резких высказываний министра?, пишет «БФМ.РУ».
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев высказал недовольство поставками в Россию дешевого сахара из приграничных стран. По его словам, это заставляет российских производителей снижать цены. Торговую политику Казахстана и Белоруссии министр охарактеризовал как «недобросовестную».
В январе 2010 года в РФ было введено таможенное регулирование цен на сахар, которое напрямую увязывает ввозные пошлины с текущей ценой на сырец на Нью-Йоркской товарной бирже. Чем цена ниже, тем пошлина выше. Если международная цена превышает 396 долларов за тонну, то экспортная пошлина составляет 140 долларов. А если цена ниже, чем 286 долларов, пошлина максимальная — 270 долларов. Фактически за счет заградительных пошлин на ввозимый сахар-сырец и белый сахар за последние годы производство сахарной свеклы стало очень выгодным, и его объемы резко выросли.
Андрей Сизов директор аналитического центра «Совэкон»:
«Российский сахар дороже мировых цен в силу того, что у нас высокие импортные пошлины. В последние годы благодаря в том числе высоким барьерам на пути импорта сборы сахарной свеклы активно растут, и Россия даже становится экспортером сахара».
Два года спустя после введения таможенного режима, который фактически перекрыл ввоз сахара в Россию, в ноябре 2011-го при вступлении в ВТО Россия пообещала начиная с 2012 года реформировать систему пошлин, а в перспективе и полностью либерализовать рынок сахара. Но еще не сделала этого. Пока мировые цены были высокими, это не казалось особой проблемой. Но приблизительно полгода назад цены на «сладкий товар» обрушились, российские пошлины в соответствии с правилами 2010 года выросли. Компаниям, ввозившим сахар из третьей страны в Казахстан, например, стало выгодно в рамках Таможенного союза перепродать его дальше в Россию.
Евгений Иванов ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка:
«Российская компания при импорте заплатит высокие ввозные пошлины. Аналогичные компании в Белоруссии, в Казахстане, в Киргизии платить их не будут. Странно видеть льготные условия импорта у наших соседей с учетом того, что мы продолжаем ввозить сахар из Белоруссии — порядка двухсот с лишним тысяч тонн. У нас получается минимальный экспортный потенциал не менее полмиллиона тонн сахара, который надо куда-то пристроить, и на возможных рынках сбыта — в Казахстане, в Киргизии и других странах — у нас почему-то присутствует беспошлинный импорт из третьих стран».
Стимулирование внутреннего производства за счет протекционистских мер оказалось палкой о двух концах. С одной стороны, вроде как благо — производство выросло, Россия впервые за долгие годы оказалась самодостаточной страной в плане производства. Но возникло перепроизводство, которое урегулировать рыночными механизмами невозможно. Вот и приходится Александру Ткачеву обрушиваться с обвинениями на соседей, которые, как он сказал в эфире телеканала «Россия 24», «сбрасывают на наш рынок дешевый сахар, купленный у третьих стран».
КОММЕНТАРИИ