Перспективы аграрного экспорта - статья журнала «Агроинвестор».
Объем поставок всех видов аграрных товаров за рубеж по итогам 2017 года может вырасти до $18 млрд. Это на $1 млрд больше, чем годом ранее, но вывозить нужно активнее, а ассортимент отгрузок должен быть шире. Обеспечивать рост производства продукции АПК, ориентируясь только на внутренний рынок, скоро станет невозможно
По прогнозу Минсельхоза, экспорт сельхозпродукции из России в 2017 году увеличится до $18 млрд (в 2016-м — $17 млрд). Тенденция к росту вывоза сохранится, сообщил «Агроинвестору» замминистра сельского хозяйства Евгений Громыко. Этот показатель увеличивается с 1999 года, когда за рубеж было поставлено агротоваров всего на $1 млрд. А за последние пять лет, по оценке Минсельхоза, вывоз увеличился на четверть — в основном за счет кондитерских изделий, мяса, растительного масла и сахара. Теперь, по подсчетам Росстата, он составляет около 6% в общем объеме экспорта из России.
Подпрограмма в помощь
Россия подходит к тому этапу, когда становится невозможно обеспечивать расширение производства, ориентируясь только на внутренний рынок. «Вывоз продукции является основным направлением, которое в будущем будет определять рост АПК», — так ранее объяснял необходимость развития экспорта замминистра сельского хозяйства Сергей Левин.
В декабре 2016 года правительство объявило о принятии приоритетного проекта по развитию экспорта продукции АПК до 2020 года. В паспорте документа поясняется, что его цель — создание отраслевой системы поддержки и продвижения вывоза сельхозпродукции, а также обеспечение ее соответствия требованиям стран-покупателей. Итогом реализации программы должен быть почти двукратный рост потока продуктов сельского хозяйства и продовольствия из России, рассчитывает правительство. К 2020 году страна должна будет вывозить агропродукции на $21,4 млрд, а еще через пять лет — на $30 млрд.
Чтобы обеспечить такую динамику, к 2020 году 50 сотрудников Россельхознадзора пройдут подготовку и объедут с инспекцией около 40 стран-импортеров, а также проведут не менее 400 тыс. диагностических исследований, говорится в паспорте подпрограммы. Также планируется разработка не менее пяти региональных брендов (так называемых защищенных наименований места происхождения) и нескольких региональных суббрендов. Насколько они станут популярными — зависит от наполнения отдельными удачными примерами, считает руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора КПМГ в России и СНГ Виталий Шеремет. По его мнению, успешное позиционирование российских товаров на внешних рынках невозможно без их востребованности внутри страны.
В конце июня в рамках проекта заработали два консультационных центра на базе Российского экспортного центра (РЭЦ) в Ставропольском крае и Татарстане. Их задача — консультирование компаний, ориентированных на экспорт, адаптация их интернет-ресурсов, поиск партнеров, прием иностранных делегаций, поясняет Евгений Громыко. «У бизнеса сейчас нет достаточной, структурированной и достоверной информации о целевых рынках, а самостоятельный анализ стоит дорого», — отмечает Шеремет. Он уверен, что консолидация информации и анализ ключевых рынков должны частично финансироваться государством.
Подпрограмма развития экспорта «постоянно дорабатывается». Например, в мае было решено создавать экспортно-логистические центры и отраслевые программы по поддержке направления.
...
У сахара «безграничный» потенциал
В прошлом году российские производители, по оценке Минсельхоза, вывезли 98,4 тыс. т сахара. А за первое полугодие 2017-го экспорт уже перевалил за эту отметку: за рубеж было отправлено 115,4 тыс. т, что в 66 раз больше, чем за тот же период 2016-го. Замгендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский подтверждает такую динамику. По его словам, в 2015-м компания вывезла незначительный объем сахара, а в прошлом году — в разы больше.
Правда, это лишь эффект низкой базы. А стремительный рост вызван выработкой в сезоне 2016/17 (август-июль) более 6 млн т сахара, что стало рекордным показателем за всю историю. Также увеличению экспорта, по словам ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгения Иванова, способствовали низкие российские цены на сахар. Главным же стимулом стала необходимость снижения профицита сахара на внутреннем рынке, добавляет Ерыженский.
Внутренний рынок останется приоритетным и в дальнейшем, а экспорт будет возрастать только в годы избыточного предложения сахара на внутреннем рынке, считает топ-менеджер. Тем не менее в этом году поставки продолжат увеличиваться: до конца 2017-го российские производители вывезут до 320−350 тыс. т, делится прогнозом Евгений Громыко. Как будет развиваться экспорт в дальнейшем, зависит от того, станет ли он проще и дешевле для российских игроков. «Необходимо применять экспортные транспортные тарифы, строить приграничную инфраструктуру, компенсировать затраты на обеспечение соответствия требованиям покупателей и контрольных служб», — перечисляет Ерыженский. По словам Иванова, в России бюрократические и логистические издержки составляют 20% от $500, которые стоит тонна сахара на условиях поставки FOB Новороссийск. Украинским производителям они обходятся в $40/т, и за счет этого они вывозят по 750 тыс. т ежегодно, обращает внимание эксперт.
Для наращивания объемов экспорта сахара, с одной стороны, нужно находить, формировать новые ниши и рынки, даже если они небольшие. С другой, назрел вопрос строительства терминала с накопительными мощностями с финансовым участием государства в проекте. Кроме того, для роста отгрузок всех сельхозтоваров, в том числе сахара, по мнению Иванова, необходимо снижать издержки производителей на логистику и оформление документов. В этом случае возможности объемов вывоза практически не ограничены. «Мировая торговля сахаром превышает 750 млн т. Этот рынок практически безразмерен, но нужно суметь занять на нем свое место», — добавляет эксперт.
...
Прогнозы достижимы
До 2020 года из федерального бюджета на программу развития экспорта продукции АПК должно быть потрачено 2,4 млрд руб. Эти деньги пойдут на финансирование работы Россельхознадзора за рубежом, формирование системы продвижения отечественной продукции, изучение рынков сбыта и т. д., перечисляет Евгений Громыко.
Если все инициативы будут реализовываться во взаимодействии, то прогнозы правительства по росту экспорта продукции АПК вполне достижим, уверен Виталий Шеремет. «Есть все предпосылки для увеличения объемов вывоза мяса птицы, свинины, зерновых и масличных», — считает старший консультант практики АПК консалтинговой группы «НЭО Центр» Станислав Шленский. Представитель РЭЦ соглашается, что показатели проекта достижимы.
Но есть и риски. В частности, это нескоординированность между чиновниками, а также бизнесом и государством, говорит Шеремет. Другая причина, почему полностью реализовать планы правительства будет непросто, — высокая конкуренция на международных рынках продовольствия (в частности, мяса и молока), добавляет Шленский. Например, на китайском рынке уже присутствуют как развитые США и ЕС, так и Бразилия, которая может конкурировать с Россией по стоимости производства. Опрошенные «Агроинвестором» эксперты сходятся в том, что другой существенный риск для программы — проблема ветеринарного несоответствия и сложности с сертификацией специфических товаров (например, халяльных). По мнению Шленского, для этого, кроме всех остальных мер, необходимо совершенствовать нормативную базу по обеспечению биологической и эпизоотической безопасности, а также увеличивать объемы финансирования программ по борьбе с особо опасными болезнями животных.
Основные перспективы по увеличению экспорта, по словам представителя РЭЦ, лежат перед производителями зерна, масла, готового продовольствия и, в меньшей степени, — рыбы, мяса, масличных. В первую очередь выиграют крупные агрохолдинги, считает Шленский. «Их значительное преимущество по сравнению с мелкими игроками — более низкая себестоимость производства продукции за счет вертикальной интеграции и эффект масштаба», — говорит он.
КОММЕНТАРИИ