Реальная продовольственная инфляция обогнала официальную почти в два раза! «Комсомолка» сравнила магазинные цены 2014 года с нынешними [инфографика], автор статьи - Олег АДАМОВИЧ.
В августе 2014 года Россия ввела продуктовые контрсанкции. Тогда много говорили о возможной потребительской инфляции. Чтобы выяснить, как дорожают товары, я еженедельно записывал цены на ходовые продукты из народного сетевого супермаркета. В список попали крупы, сахар, подсолнечное масло, колбасы, соль... Всего 20 позиций.
С того времени минуло три года. Россия по-прежнему под санкциями, и еда все еще дорожает. Овощи в этом году вообще бьют рекорды.
Интересно, а на сколько прибавила моя продуктовая корзина?
По данным Росстата (официальным!), цены на продовольственные товары с августа 2014 года по июль нынешнего поднялись на 29,1%.
А мои 20 продуктов (не официально, а реально, так сказать) подорожали... на 50,64% (см. инфографику).
Как говорится, почувствуйте разницу!
«СЕТЕВИКИ ЖАДНЫЕ!»
Круче всех рванули огурцы - они за три года прибавили в цене 233%. На 110% подорожали помидоры, на 99,8% - гречка.
Поразительно, но кое-какие продукты ухитрились подешеветь. Мука и хлеб с 2014 года стали хоть и не сильно, но доступнее.
- Почему реальные цены настолько выше официальных? - спросил я вице-президента «ОПОРЫ России» Марину Блудян.
- Потому что сетевики жадные, - ответила она. - Росстат ведь сравнивает все цены в стране. Учитываются и маленькие магазинчики, и народные фермерские рынки (где продают напрямую), и столичные сетевые супермаркеты. В небольших поселениях продавцы просто стесняются без причины поднимать ценники - все же друг друга знают. А в городах-миллионниках крупные торговые сети спокойно пользуются своим монопольным положением.
КТО ОСТАНОВИТ РОСТ ЦЕН В МАГАЗИНАХ?
- Сетевики часто ставят производителей продуктов в кабальные условия, - рассказал «КП» источник в молочной компании «ЭкоНива». - Возьмем наш пример. Чтобы молоко попало на полки к сетевику, надо заплатить «за вход». Сколько - не скажу, коммерческая тайна. Но немало. Это неофициально, по закону мы платить ничего не должны. Потом, если наш товар хорошо продается, около 5% от выручки надо отдать в качестве ретробонуса сетевому магазину. За то, что обеспечил реализацию. При этом деньги за проданный товар мы получаем через 3 - 4 месяца после отгрузки.
ФАС периодически штрафует магазины за злоупотребление своим положением (когда сетевик является основным продавцом в населенном пункте). Где-то «бонусы» оказываются слишком большими (5% - это максимум по закону, принятому в прошлом году), где-то цены растут подозрительно быстро.
Но проконтролировать, а тем более остановить рост цен, когда кругом одни только сетевые магазины, невозможно. Потому что реально цены снижаются лишь тогда, когда есть конкуренция. А сейчас что - магазинчики в шаговой доступности, которыми владеют индивидуальные предприниматели или малые предприятия, практически вымерли как класс. Остались только крупные торговые сети. Они друг другу не конкуренты. Поделены территории.
КСТАТИ
Исследовательское агентство «Ромир» выяснило, как санкции повлияли на качество товаров. Положительно. Две трети россиян сейчас уверены, что продукты хуже не стали. Хотя еще полтора года назад так думала лишь половина.
Лидеры ромировского рейтинга - мясо, мясная гастрономия, рыба, овощи, фрукты. К ним доверие выросло больше всего.
А вот молоко и сыр в аутсайдерах. Все больше россиян считают, что эти группы товаров становятся хуже. На этой неделе, например, директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко обратил внимание на странную ситуацию. Производство сыров растет, а продажи падают. Потому что невкусный, приговорил эксперт.
КОММЕНТАРИИ