ЕС либерализует «сахарный режим», но производители свеклы все еще имеют разногласия с переработчиками сахарного тростника, пишет The Economist.
На старом складе на берегу Темзы в Лондоне лежат горы тростникового сахара-сырца цвета карамели. Согласно многовековой структуре торговли, они были отправлены через океаны в портовый завод Tate&Lyle Sugars, где будут переработаны на белый сахар. Сахарный тростник царит во всем мире, составляя четыре пятых сахарного производства. Однако, в Европе она составляет лишь одну пятую часть, потому что больше сахара производится из свеклы благодаря развитию технологии в течение наполеоновских войн, когда английский блокада остановила французский импорт тростникового сахара.
Неудивительно, что производство сахарной свеклы хорошо охранялось Единой сельскохозяйственной политикой ЕС. Но в последние годы Евросоюз реформировал систему квот и субсидий, чтобы снизить цены на продовольственные товары и увеличить конкурентоспособность фермеров: например, в 2015 году были отменены квоты на производство молока. Теперь настала очередь сахара. С октября 2017 г. ЕС отменит минимальную цену и квоту на производство сахарной свеклы. Сложные ограничения импорта сахара останутся, но они будут поддерживать доходы фермеров.
Уже сейчас проведена реструктуризация производства сахарной свеклы в ходе подготовки к изменениям. В ЕС схемы компенсаций облегчили закрытие заводов и сокращения числа производителей свеклы, которые получали государственную поддержку.
«Благодаря усовершенствованной посевной технологии, увеличивается урожайность сахарной свеклы, - утверждает Кона Хак из ED&F Man - Особенно для производителей « свекловичного пояса», который охватывает часть Великобритании, Франции и Германии».
Кона Хак ожидает, что в 2017 году производство свеклы увеличится на более чем 17% благодаря благоприятной погоде.
Отмена регулирования производства сахарной свеклы также означает, что впервые за более чем 10 лет ЕС станет нетто-экспортером сахара. Ограничение экспорта в ЕС существует с 2005 года, когда ВТО приняла решение в пользу жалобы Бразилии, Австралии и Таиланда о том, что ЕС предоставляет экспорту незаслуженную поддержку.
«Экспорт белого сахара (в ЕС) удвоился до 2,6 млн. т в год, как только поддержка исчезла», - говорит Клод Коврига из S&P Global Platts.
Но объемы экспорта из ЕС вряд ли вернутся к пиковым 7 млн т, которые экспортировались перед постановлением ВТО, так как это потребовало бы значительных инвестиций в экспортную инфраструктуру. Европейские экспортеры столкнутся с большой конкуренцией, также: бывшие клиенты, такие как Ближний Восток и Северная Африка, создают свои собственные перерабатывающие заводы.
Насколько увеличится производство и экспорт будет зависеть от мировых цен. В результате реструктуризации производства свеклы, в ЕС цены на сахар упали более чем с 700 евро/т (742 долл./т) в 2013 году до около 500 евро/т в начале 2017 года и оказались почти на уровне мировой цены. Поскольку сектор становится менее защищенным, кажется вероятным, что европейские цены окажутся ближе к меняющейся мировой цене на сахар. Что, в свою очередь, повлияло на решение фермеров по производству сахарной свеклы. Они остались бы конкурентоспособными по более низким ценам, но острые ценовые падения удержат их от посева свеклы. Предприятия по переработке предлагают сельскохозяйственным кооперативам долгосрочные контракты, чтобы стабилизировать поставки, а форвардные контракты предлагают способ застраховаться от динамики цен. Но никто не знает, насколько эффективными будут эти контракты.
Однако, эти изменения не означают, что тростник и свекла находятся на одном уровне в Европе, говорит Джеральд Мейсон из Tate&Lyle Sugars. Сахарный тростник «беспомощен» из-за ограничений импорта. Система тарифов и квот делает торговлю с эффективными недорогими производителями, такими как Бразилия и Мексика, слишком дорогой и недоступной.
Африканские, Карибские и Тихоокеанские производители тростника продолжат получать привилегированный доступ к европейскому рынку. Но многие из них являются неэффективными, дорогими и неконкурентоспособными производителями, так как европейские цены на сахар упали. Выгодным для них решением является разносторонне развиваться (с этой целью ЕС сделал фонды доступными). Маврикий и Белиз, например, используют тростник, чтобы производить сахар, этанол и электричество; африканские производители, такие как Замбия и Малави, могут экспортировать на региональные рынки. Но карибские производители, такие как Гайана и Ямайка мало развиты. С экспортом в Европу, который, как ожидается, резко упадет, их показатели безработицы, вероятно, возрастут.
Переработчики сахарного тростника в ЕС, которые, по данным Европейской комиссии, базирующихся в девяти государствах-членах, уменьшат прибыль, так как цены на белый сахар падают, а стоимость импортируемого сахара-сырца остается высокой. Tate&Lyle Sugars получил убыток в размере 25 млн евро за год до сентября 2015 года, в котором он обвиняет ограничения импорта. Поэтому компания поддержала выход Британии из ЕС. Выход Великобритании из Евросоюза является «прекрасной возможностью» для установления правил, уравновешивая сахарный тростник и свеклу на британском рынке.
КОММЕНТАРИИ