Киргизия: Пересластили, или Как справиться с урожаем сахарной свеклы

Пересластили, или Как справиться с урожаем сахарной свеклы - материал ИА «24.kg».

Минсельхоз Киргизии не устает раздавать крестьянам рекомендации, как, что и когда сажать. Один из таких советов – сокращать посевы зерновых, переходя на технические культуры.

Ошибочка вышла

Сельхозпроизводители прислушались. В начале 2016-го в Чуйской и Таласской областях увеличили посевные площади сахарной свеклы, а осенью возникли проблемы с ее переработкой. Глава Российско-Кыргызского фонда развития (РКФР) Кубанычбек Кулматов сообщил, что Каиндинский сахарный завод в убыток себе экспортирует сладкие клубни в Казахстан.

Причиной тому стал… высокий урожай.

«Мы ожидали получить 400-450 тысяч тонн сахарной свеклы, но погода была дождливой, а семена, привезенные из Германии и Франции, хорошие. В результате Урожайность оказалась высокой», - сказал ИА «24.kg» теперь уже экс-министр сельского хозяйства и мелиорации, а ныне советник премьер-министра Турдуназир Бекбоев.

«Производительность завода рассчитана как раз на 400-450 тысяч тонн, а собрали крестьяне около 650 тысяч тонн. Поэтому и возникли проблемы. Сейчас ОАО «Каинды-Кант» получает кредит от РКФР около $15 миллионов, и на следующий год они запустят второй завод «Кошой», тогда не будет никаких проблем. Сейчас фермеры сдают свою продукцию, поэтому не стоит создавать ажиотаж», - призвал он.

«Дело в том, что мы зависим от погоды. На следующий год крестьяне, которые в этом году сажали сахарную свеклу, пусть тоже ее сажают. Запустим второй завод, скоро премьер-министр посетит предприятие. Поэтому никаких проблем не будет», - уверен Турдуназир Бекбоев.

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Подобная история в Кыргызстане повторяется чуть ли не каждый год. Сначала с фасолью «пролетели» фермеры Таласской областью, потом не могли продать капусту в Сокулукском районе Чуйской области. В прошлом году на складах Иссык-Кульской области гнил картофель…

Допускали ли чиновники мысль, что такое может случиться и с производителями сладкого корнеплода? Не исключено. В сентябре 2016-го первый вице-премьер-министр Мухамметкалый Абулгазиев говорил: «Мы не должны допустить порчу сельхозпродукции, когда завод не в состоянии принять на переработку больше своей мощности. Вкусовые и иные качества свеклы сохраняются лучше, когда плод дольше находится в почве».

Вот если бы сельхозпродукция годами хранилась в почве или на складах и не портилась!

Славное прошлое

Когда-то Кыргызстан являлся крупным производителем сахарной свеклы. Произведенный в республике белый сахар не только полностью обеспечивал ее население, но и поставлялся в другие республики Советского Союза. Сахарная промышленность являлась одним из приоритетных направлений, обеспечивающим продовольственную безопасность страны.

В 1980-е годы производство корнеплодов было прекращено в связи с массовым распространением на полях корневой гнили, а также свекловичной нематоды. Позже посевные площади росли постепенно, начиная с 800 гектаров в 1991 году до 11,4 тысячи га – в 1997-м.

Однако позже интерес к возделыванию этой культуры упал, в результате чего уже в 2005 году посевная площадь под сахарную свеклу составила всего лишь 14,5 тысячи га, а в 2008-м ее возделывание вообще прекратилось.

Многие фермеры перешли на возделывание более рентабельных культур: свекловоды Таласской области занялись выращиванием фасоли, а Чуйской - овощей, клубники и многолетних трав. 

Лучше качеством, чем количеством

В 2016-м фермеры засеяли свеклой 11 тысяч гектаров, в 2017-м планируется засеять 17 тысяч га.

«Мы крестьян не обидели, как договаривались, по той же цене и покупаем, - сказал ИА «24.kg» председатель совета директоров предприятия Дуйшенкул Матеев. – Но чтобы всем хватило денег и не было обид, половину суммы отдаем сахаром, половину деньгами. С 15 ноября начали выдавать сахар».

Самая высокая стоимость свеклы, по данным Минсельхоза, в Кеминском и Чуйском районах (3,5 тысячи сомов за тонну, или 77 кг сахара). Чуть меньше дают в Таласском и Панфиловском районах (3450 сомов, или 76 кг сахара за тонну). В остальных районах за свеклу на заводе платят 3,4 тысячи сомов, или 74 кг сахара.

«Год выдался урожайным, а у всего есть свой срок хранения, поэтому мы искали покупателя, готовы даже в убыток себе продать, чтобы товар не пропал совсем. Иначе ни с чем бы остались, - отметил Дуйшенкул Матеев. - Сейчас перерабатываем максимум».

«Биологическая потребность страны в сахаре – 110 тысяч тонн, а практически Кыргызстан съедает в год 90-100 тысяч тонн. В этом году мы произведем около 70 тысяч тонн свекловичного сахара, плюс до этого переработали 27 тысяч тонн из сахарного тростника, то есть мы почти закрываем потребность республики. Мы семь лет шли к этому», - добавил он.

При этом руководство завода не советует Минсельхозу увеличивать посевные площади. «Им лучше надо севооборотом заняться и повышением урожайности. Иначе, если будут одно и то же сеять, сельхозкультуры начнут болеть, и через 5-7 лет вообще ничего не будет расти», - предупреждает Дуйшенкул Матеев.

Минсельхоз предполагает, а…

Минсельхоз, кстати, разрабатывал проект Концепции развития сахарной промышленности КР на 2015-2017 годы. В этом процессе участвовали и представители завода. «Рабочая группа раза три собиралась, потом ушел премьер-министр, министр сельского хозяйства тоже сменился. Если не ошибаюсь, то концепцию так и не приняли», - сказал Матеев.

В документе чиновники расписали ожидаемые результаты:

«При достижении валового сбора корнеплодов сахарной свеклы 350-400 тысячи тонн, а выработки сахара-песка - до 45-50 тысячи тонн улучшится кормовая база животноводства, возрастет производство этилового спирта. Производительность труда возрастет на 10-15 процентов, дополнительно будут созданы новые рабочие места, сократится уровень бедности населения, будут выведены новые гибриды сахарной свеклы и улучшены отечественные сорта. Найдут применение более совершенные приемы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков», - говорится в документе.

Но, как известно, гладко было на бумаге…

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)