Акции ПАО «Разгуляй» (36-е место в Рейтинге крупнейших компаний Черноземья «Абирег» ТОП-100 (производители) 2016 года) за последний месяц с небольшим как нельзя лучше иллюстрировали название своего эмитента. 24 сентября акции «прогулялись» вверх: рост в 2,2 раза – с 3,92 до 8,66 рублей за акцию, сообщает «Абирег». Причем обновился не только исторический максимум (8,66 рублей за акцию). «На хаях» (так специалисты в области биржевых операций между собой называют максимальную цену продажи акций в определенный промежуток времени; от англ. high – «высокий») был показан и рекордный объем продаж – 87,9 млн рублей. В течение месяца акции подросли до отметки 8,94. А в минувшую пятницу, 28 октября, акции стремительно полетели вниз, потеряв за сутки 30%. В конце рабочего дня Московской биржи они котировались еще по 6,32, а объемы продаж обновили очередной суточный рекорд – 115 млн рублей. Утром понедельника акции «Разгуляя» продолжили стремительный полет вниз, достигнув отметки в 5,90. За первую половину дня объем продаж «на лоях» ( то есть по минимальной цене; от англ. low – «низкий») составил 25 млн рублей.
Казалось бы, все объясняется очень просто. Сначала рост подогревался слухами о предстоящем мировом соглашении между «Разгуляем» и его основным кредитором ГК «РУСАГРО» (6-е место в Рейтинге крупнейших компаний Черноземья «Абирег» ТОП-100 (производители) 2016 года). 24 сентября Арбитражный суд Москвы специально перенес свое заседание на конец октября, давая сторонам время договориться. «Аналитики» в один голос стали говорить о недооценности акций «Разгуляя», о заинтересованности топ-менеджеров «РУСАГРО» в скупке акций проблемного холдинга накануне очередного раздела его активов. А через месяц вместо мирового соглашения суд ввел процедуру наблюдения, и акции рухнули. Долг «Разгуляя» перед «РУСАГРО» в размере 624,6 млн рублей был признан арбитражным судом и отнесен к требованиям третьей очереди. Согласно Закону о банкротстве, одновременно с введением процедуры наблюдения суд должен назначить предприятию временного управляющего. Тем самым ограничиваются права менеджмента предприятия-банкрота по проведению крупных сделок. Более того, по ходатайству управляющего или кредиторов суд может изучить все сделки предприятия за предшествующие полгода и отменить их, если увидит в них попытку уйти от обязательств перед кредиторами. А, между прочим, за предыдущие полгода сделок с имуществом «Разгуляя» было совершено более чем на 15 млрд рублей.
Суд назначил рассмотрение банкротного дела «Разгуляя» по существу на апрель 2017 года. На данный момент основными акционерами «Разгуляя» являются фонд AVG CapitalPartners (24,96% акций), контролируемый председателем совета директоров «Разгуляя» Рустемом Миргалимовым, и группа «РУСАГРО» (19,97%), основным владельцем которой является бывший белгородский сенатор Вадим Мошкович. «Дочки» «Разгуляя» владеют 13,9% акций холдинга.
Впрочем, за этот месяц было много других корпоративных новостей, которые если не проливают свет на природу сверхволатильности акций «Разгуляя», то дают обильную пищу для размышлений.
Вначале напомним, что старейший российский холдинг «Разгуляй» был основан в далеком 1992 году бывшим военнослужащим Игорем Потапенко, который до 2010 года был его основным акционером. Главными направлениями бизнеса были: зерновое – 2,3 млн зерна в год, 12 элеваторов и семь мукомольных заводов, 370 тыс. тонн риса в год; сахарное – 320 тыс. тонн сахара в год, 11 сахзаводов, доля общероссийского рынка – 6,7% рынка; и аграрное – 340 тыс. га земли и производство 1,6 тонн сахарной свеклы в год. Земельный банк достигал 495 тыс. га. (Все данные – по итогам 2014 года.) Более половины бизнеса, в частности пять сахзаводов и семь элеваторов, расположены в Белгородской, Курской, Орловской и Воронежской областях Черноземья. Кроме того, в «Разгуляе» было организовано крупяное и молочно-консервное производство. Выручка по итогам 2015 года – 11 млрд рублей.
Проблемы «Разгуляя» начались после прошлого кризиса 2008 года. В 2009 году, как писали «Ведомости», был объявлен дефолт по облигациям: ценные бумаги на 8 млрд рублей из 15,2 млрд выпущенных «Разгуляем» облигаций были единовременно предъявлены к оплате. Государство активно помогало в тот период олигархам вроде Виктора Вексельберга, Владимира Потанина и Олега Дерипаски. То ли господин Потапенко не имел серьезных покровителей в Кремле, то ли сельское хозяйство в тот период не входило число главных приоритетов страны – так или иначе «Разгуляю» пришлось выплывать из кризиса самому. Игорь Потапенко продал часть акций, чтобы расплатиться с кредиторами. Так в «Разгуляй» пришел Рустем Миргалимов, бывший зампред татарстанского банка «Ак Барс», ставший через некоторое время председателем совета директоров. Доля господина Потапенко постепенно уменьшалась до 17,7%, а в число акционеров вошло несколько кипрских офшоров, учрежденных, в свою очередь, виргинскими офшорами. Теперь эти офшоры в офшоре контролировали более 50% акций «Разгуляя». В прессе их конечным бенефициаром называли все того же Рустема Миргалимова.
В 2012 году в холдинге сменился гендиректор. Новый руководитель Елена Лазаренко, надо полагать, представляла интересы нового председателя совета директоров. С Игорем Потапенко же произошла «неприятность»: в апреле 2014 года, как сообщил «Коммерсантъ», ему и двум его топ-менеджерам было предъявлено обвинение в крупном мошенничестве при покупке земли на сумму 20 млрд рублей. Якобы земли покупались неустановленными лицами по одной цене, а затем продавались «Разгуляю» по завышенным. Топ-менеджеры, дав нужные следствию показания, перешли в разряд свидетелей. Господин Потапенко просидел полгода в СИЗО, пока в сентябре не был выпущен под домашний арест. С тех пор два года как о деле Игоря Потапенко нет никаких сведений. Ни об окончании следственных действий, ни о передаче дела в суд, ни о замене домашнего ареста на подписку о невыезде. Может быть, дело давно уже по-тихому спустили на тормозах. Любопытно, что на момент инкриминируемых деяний (2007-2010 годы) господин Потапенко был, по сути, единоличным акционером «Разгуляя», то есть с чего-то вдруг решил воровать сам у себя. После выхода Игоря Потапенко из СИЗО о его доле в «Разгуляе» ничего не было слышно.
Несколько лет холдинг балансировал на грани безубыточности, и о сокращении долговой нагрузки речь не шла. Общий объем задолженности оценивался в 40 млрд рублей, а основным кредитором был государственный «Внешэкономбанк». В ноябре 2015 года банк переуступил «РУСАГРО» права требования долгов «Разгуляя» и 19,97% акций проблемного агрохолдинга. Руководство «РУСАГРО» и не скрывало, что его интересуют только сахарные активы «Разгуляя», которому теперь ничего, кроме пообъектной распродажи, не светило. Стоимость сделки составила 33,9 млрд рублей. Кредит для реализации сделки «РУСАГРО» взяло у самого ВЭБа на 13 лет под 1% годовых. Еще до официального оформления сделки представители «РУСАГРО» вошли в правление «Разгуляя».
Еще одна «посадка», связанная «Разгуляем» лишь косвенно, случилась в феврале 2016 года: за махинации с имуществом ГК «Евродон» был арестован руководитель департамента ВЭБа Ильяс Валитов, курировавший кредитование «Разгуляя» и не чужой для Рустема Миргалиева человек.
Летом 2016 года «РУСАГРО» распродало активы «Разгуляя» на 15 млрд рублей, причем само выступило одним из основных покупателей, приобретя три сахарных завода в Орловской и Курской областях, 90 тыс. га сельхозземель, а также завод по переработке гречихи в Воронежской области на общую сумму 6,2 млрд рублей. Вадим Мошкович был доволен сделкой и сообщил прессе, что это приобретение окупится уже через два года. Другие активы «Разгуляя» достались краснодарскому Агрокомплексу им. Н.И. Ткачева, контролируемого родственниками министра сельского хозяйства. Всего был продан 21 актив «Разгуляя»: шесть элеваторов, пять комбинатов хлебопродуктов и хлебоприемных предприятий, хлебная база, Льговский молочно-консервный комбинат, четыре хозяйства, а также четыре сахарных завода.
Еще одна корпоративная новость подоспела 30 сентября: Арбитражный суд Москвы постановил взыскать с некоего «СМ Капитал» 653 млн рублей за «пропавшие» облигации «Разгуляя». «СМ Капитал» в 2015 году брался разместить облигации на рынке и разместил. Только денег «Разгуляй» не увидел. Сам «СМ Капитал» теперь тоже банкротится. Причем банкротится в отличие от «Разгуляя» не со скромными 624 миллионами требований кредиторов. «СМ» умудрился задолжать несколько миллиардов. Несколько обоснованны и реальны эти долги и насколько близки друг к другу кредиторы «СМ» и заемщик, история умалчивает. Одно ясно: требования одного банкрота к другому будут неизбежно размыты, а имущества у «СМ» окажется недостаточно для покрытия долгов.
Еще одно достойное внимания событие: в конце 2015 года после прихода в «Разгуляй» «РУСАГРО» Сергей Трибунский был назначен гендиректором «Разгуляя». Господин Трибунский шесть лет до этого проработал первым замгендиректора «РУСАГРО» и эту должность за собой сохранял весь 2016 год. И вот в начале октября Сергей Трибунский, занимавшийся весь 2016 год распродажей «Разгуляя», внезапно уходит из «РУСАГРО», а его должность в «Разгуляе» всего через пару недель уже будет мало что стоить из-за введения процедуру наблюдения. В СМИ сообщалось, что господин Трибунский сосредоточится на личном стартапе в области интернет-сервиса для спа-салонов. Может, оно и так. Вряд ли мы быстро узнаем, был ли уход Сергея Трибунского бегством с линии огня или он вовремя переметнулся в нужную сторону.
По сообщениям СМИ, сегодня председатель совета директоров «Разгуляя» Рустем Миргалимов претендует стать владельцем (или уже стал) принадлежавших агрохолдингу трех сахарных заводов и земли площадью 75 тыс. га, которые оцениваются примерно в 3,5 млрд рублей.
Известие о введении наблюдения на «Разгуляе», естественно, породило панику на бирже, подогреваемую «медведями». Тот, кто все затевал, наверняка успел сбросить свои пакеты «на хаях» и, если была в том необходимость, снова купить уже «на лоях». Как говорится на бирже, «сняли скальп». К концу понедельника, после обеда, паника по поводу акций «Разгуляя» на Московской бирже, судя по всему, затихла. Акции к концу дня снова приподнялись до отметки в 6,95. И объем продаж приличный – 88 млн рублей за день.
Кстати, решение Арбитражного суда от 28 октября по введению процедуры наблюдения до сих пор не опубликовано, и кто стал новым «главным» лицом «Разгуляя» – его временным управляющим, – публике не известно.
КОММЕНТАРИИ