Статья газеты «Урядовий кур’єр» - Сладкий запас. 18 тысяч тонн планируют изготовить к новому году работники комбината из Узин Белоцерковского района (Киевская область Украины).
В 1991 году в Украине насчитывалось 192 сахарных и рафинадных заводы. В нынешнем сезоне сахароварения осуществляют только 38. Из них шесть работают в столичной области. Специалисты утверждают, что такого количества «сладких» предприятий хватит, чтобы обеспечить украинский сахаром. Более того, этот товар наши промышленники начинают уже даже экспортировать за границу: по сообщению ассоциации «Укрцукор», в сентябре 2016 отечественные производители продали 39,9 тысячи тонн сладкого песка, который является крупнейшим месячным показателем за последние пять лет. Причем больше всего любят украинский сахар первой категории в Шри-Ланке, Грузии, Азербайджане, Мьянме, Таджикистане. По прогнозам ассоциации, до конца 2016 года наши производители экспортируют 250000 тонн сладкой продукции. И это может быть лучшим подтверждением мнения работников отрасли о конце «сахарного» падение Украины - одного из мировых производителей сладкой продукции.
Научились считать
"Я убежден, - высказал мнение по этому поводу директор ОДО «узинский сахарный комбинат» Леонид Крот, - что ныне действующие сахарные заводы являются перспективными предприятиями. Ведь большинство из них модернизировано, и сейчас производство на них отвечает европейским стандартам. «Техническая» революция произошла и на нашем комбинате, которому в этом году исполнилось 118 Старожил украинского сахароварения не мог конкурировать с молодыми «навороченными» заводами. Поэтому наш владелец вложил немалые средства в модернизацию производства."
Изменения коснулись прежде всего энергетического хозяйства комбината: предвидя подорожание природного газа, узинцы переоборудовали собственную ТЭЦ под альтернативное топливо. Три ее котлы затем заработали на деревянных пеллетах - топливных гранулах, произведенных из древесины или отходов деревообработки. Предприятие закупает их сейчас у производителей Киевской, Житомирской, Волынской областей.
В Узине не прогадали: при нынешней цене на газ (а его за сутки пришлось бы сжигать более 80 000 кубов) комбинат давно бы уже вылетел, как говорится, в трубу. Использование пеллет не только обеспечило бесперебойную работу производства, но и способствовало даже значительной экономии средств.
"За сутки такая экономия составляет около 200 000 гривен, - присоединяется к разговору главный инженер комбината Сергей Трач. - За счет этих средств мы смогли решить немало производственных, технических, финансовых, бытовых и других вопросов. И хотя реконструкция только одного котла стоила полмиллиона гривен (плюс 600 000 гривен проект), «энергетические» инвестиции мы уже отбили."
Кстати, некоторые другие сахарные заводы тоже перешли на альтернативное топливо (например, заменили газ на уголь), но такого экономического, как в Узине, эффекта они не достигли. Потому что для складирования угля требуется дополнительная площадь на предприятии, и горит оно «вредно». А дубовые или сосновые пеллеты экологии не вредят.
Прибыль от этанола
Кроме того, узинцы доказали, что на сахарном производстве можно выпускать не только сладкий песок, но и высокооктановую добавку к топливу - этанол - как составляющая бензина. Практика «скрещивания» бензина с этанолом в Европе известна еще с начала двухтысячных. Тогда топливные эксперты заметили, что этанол обогащает бензин кислородом, а значит, тот лучше горит, уменьшаются выбросы окиси углерода в атмосферу.
В миксе бензина и этанола меньше серы, бензола, другого «мусора», вредного для мотора. Соответственно снижается количество продуктов сгорания, которые приводят к повышенному износу агрегата и окисления масла. Кроме того, этанол является менее взрывоопасным, что важно в случае дорожно-транспортных происшествий. Поэтому до 2005 года в бензин начали добавлять 2% этанола, к 2010 году - уже 5%, а к 2020-му этот показатель планируется довести до 10%.
Узинцы учли не только это, но и то обстоятельство, что при переработке сладких корней образуются такие отходы, как жом (вываренная стружка сахарной свеклы) и меласса (остатки свеклосахарного производства). Ранее (да и сейчас) их использовали преимущественно в качестве корма для скота. В Узине же нашли выгоднее использования мелассы: с марта 2016 из нее изготавливают перспективную присадку к бензину, что повышает октановое число светлых нефтепродуктов. Поэтому узинский этанол 92-й бензин превращает на 95-й.
"Четкий расчет и европейская технология, - хвалиться начальник цеха по переработке мелассы Роман Скарлатов.- К этанола мы шли несколько долгих лет: сначала на комбинате производили компонент топлива моторный универсальный (так называемый КГПУ), а затем освоили уже новую технологию. А почему бы и нет? Украина хочет интегрироваться в Европу, а там такие инициативы приветствуют. Кроме того, мелассу раньше никто не ценил на производстве. Сегодня эти «отходы» - как золото. Собственной мелассы даже стало не хватать, и мы начали закупать ее на других сахарных заводах."
Но главный плюс мелассы в том, что она дает работу 50 работникам в год. После переработки сахарной свеклы комбинат закрывают на зиму, а этаноловый цех торгует бензиновыми присадками. Другие сахарные заводы могли бы тоже выпускать такую продукцию, но для этого нужно специальное оборудование, обучение рабочих - словом, дополнительные хлопоты и затраты. А у нас еще не все директора мыслят экономическими категориями. Поэтому, произведя сахар, они «распускают» трудовые коллективы к марту - апрелю следующего года.
Взгляд на перспективу
В прошлом году ОАО «узинский сахарный комбинат» произвел 18000 тонн сахара. 2016 и планирует закончить не хуже. И для этого есть все основания: к переработке сахарной свеклы предприятие взялось 5 сентября. В день, когда мы побывали в Узине, местные сахаровары заготовили 77,3 тысячи тонн сладких корней, из которых переработали уже 68,4 тысячи тонн. Сахара с конвейера сошло 8389 тонн.
"До 20 ноября намерены заготовить все запланированные на этот сезон 200000 тонн сахарной свеклы, - рассказывает Леонид Крот.- Кстати, на собственных 1000 гектарах (в следующем году площадь под сахаристыми планируем расширить до 2000 гектаров) собрали неплохой урожай сладких корней - в среднем по 500 центнеров с гектара. Поэтому способны сегодня максимально загрузить механизмы предприятия, перерабатывая в сутки около 2000 тонн свеклы."
Комбинат работает еще и по давальческой схеме, закупая сырье в хозяйствах Киевской, Черкасской областей. В сутки, предшествовавшей нашему приезду, на предприятие поступило более 2500 тонн сладких корней. Могли принять и больше, но дожди несколько притормозили выкапывания сахаристых. В Узине надеются, что крестьяне «раскрутятся» до конца октября и не войдут в морозы со свеклой на поле.
"А чтобы самим все перерабатывать до настоящих холодов,- заключает свой рассказ директор,- в следующем году хотим реконструировать диффузное отделения, что позволит перерабатывать за сутки не 2000, как сейчас, а 2500 тонн сахарной свеклы. Кроме того, планируем установить диффузный аппарат «тритысячник», пресс глубокого отжима жома, сушки, которые уже закупили для сушильного отделения. Запустим также новую фасовочную линию, чтобы не только в мешках продавать товар, но и в меньших красивых упаковках. Тогда из 300 человек, которые работают на комбинате сейчас, с работой будут (с дополнительными подразделениями) больше половины."
Для Узина, где кроме сахарного комбината, не работает ни одно предприятие, это имеет большое значение. И почему только для Узина? На комбинате трудятся вахтовым методом сахарщики из других областей Украины (Кировоградской, Винницкой), где такие заводы позакрывали. Их на предприятии радушно приняли, и даже обеспечили жильем. Ибо настоящие сахаровары сегодня - на вес золота. Украинские пищевые вузы их сейчас не готовят, поэтому приходится ценить каждого специалиста.
Когда мы покидали узинский сахарный комбинат, на складе грузили продукцией автомобиль из Одесской области. Леонид Крот сказал, что на юге Украины узинский сладкий товар очень любят. Поэтому туда часто уезжают фуры, доверху загруженные мешками с белым песком. Значит, не зря работают сахаровары в Узине.
КОММЕНТАРИИ