Консалтинговая группа «Борлас» разработала и внедрила систему мониторинга технологических процессов при эксплуатации автомобильной и сельхозтехники в агрохолдинге «Кубань», одном из крупнейших агробизнесов юга России, пишет ICT-Online.ru. За счет внедрения новой системы мониторинга и использования мобильных терминалов и геолокации холдинг начал контролировать местонахождение всего автотранспорта и сельхозтехники в режиме онлайн и оперативно реагировать на нештатные ситуации, тем самым исключая нарушения и факты нецелевого использования транспортных средств и топлива. Отличительная особенность применённой технологии - достижение лучшей точности измерения расхода топлива, а именно – 97 %. Уже в первые месяцы пилотного использования системы агрохолдингу удалось сократить расходы на топливо более чем на 32 %. Успешная реализация проекта и полученные результаты дали начало сотрудничеству сторон в рамках других инициатив.
О заказчике
Агрохолдинг «Кубань» - один из крупнейших агробизнесов юга России, входящий в диверсифицированную промышленную группу «Базовый Элемент». Его основными направлениями деятельности являются животноводство, растениеводство, производство сахара, переработка и хранение зерна и семеноводство. В состав агрохолдинга входит 10 молочно-товарных ферм, мясоперерабатывающий комплекс, свиноводческая ферма, зерновые элеваторы, заводы по производству и обработке семян, сахарный завод «Свобода», а также конный завод «Восход». Количество персонала составляет порядка 5 тыс. человек. Земельный банк холдинга «Кубань» составляет более 100 000 га.
Об исполнителе
Консалтинговая группа «Борлас» - ведущая консалтинговая группа России и СНГ, обладающая 25-летним опытом создания информационных систем, современных и эффективных технологий управления. Спектр услуг «Борлас» включает управленческий консалтинг, разработку ИТ-стратегии, создание комплексных систем управления и систем управления жизненным циклом изделий, построение серверно-сетевой инфраструктуры и комплексных систем безопасности, обучение и техподдержку.
Предпосылки проекта
Агрохолдинг «Кубань» обладает обширным и территориально-распределенным парком техники. Поскольку траты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) составляют значительную часть в себестоимости сельхозпродукции, вопросы контроля над перемещением техники и расходом топлива в период сельскохозяйственных работ имеют большое значение.
Цели проекта
Руководством АХ была поставлена задача - повысить эффективность производства и снизить затраты на эксплуатацию техники. Для ее решения было решено внедрить специализированную систему мониторинга транспорта и контроля расхода топлива, обеспечивающую работу терминалов, в том числе в условиях низкокачественных сигналов связи. В качестве исполнителя проекта была выбрана компания «Борлас» - известно, что «Борлас» уделяет большое внимание развитию экспертизы и портфеля продуктов с проверенными и результативными решениями, нацеленными именно на агропромышленные компании.
«В отечественной сельскохозяйственной отрасли есть предприятия, которые имеют высокие стандарты управления и уже реализуют инновационные проекты для увеличения эффективности деятельности. К ним, несомненно, можно отнести АХ «Кубань». Интерес к системе мониторинга техники был не случаен. Аграрии знают, что траты на горюче-смазочные материалы составляют значительную часть в себестоимости продукции, и именно в этой области всегда большие потери. Поэтому их заинтересовало предложенное «Борласом» технологическое решение», - рассказывает вице-президент по региональному развитию консалтинговой группы «Борлас» Александр Мордухович.
Ход проекта
Проект создания системы мониторинга транспорта и контроля расхода топлива в АХ «Кубань» группой «Борлас» прошел стандартные этапы: сперва было выполнено проектирование системы, затем развернута пилотная зона, далее прошла тестовая эксплуатация и последующая коррекция. Наконец, решение было запущено в промышленную эксплуатацию.
Специальным оборудованием для мониторинга было оснащено более 200 автотранспортных средств и несколько сотен единиц сельхозтехники агрохолдинга «Кубань». В проекте использовались продукты компании Novacom, в частности терминалы GNS-GLONASS v.5.0. Специфика эксплуатации решения в агрохолдинге потребовала внесения определенных изменений: например, использовался корпус в специально защищенном исполнении для применения на сельхозтехнике.
Отличительной особенностью применённой технологии (в отличие от других доступных на рынке решений) является достижение лучшей точности измерения расхода топлива, а именно – 97 %. Еще одной особенностью системы стала возможность осуществлять учет расхода топлива не по километражу, как это принято практически во всех хозяйствах, а только по показаниям датчиков.
Важно, что основные работы над проектом были завершены к середине июля. Таким образом, в горячую пору сбора урожая система уже работала и ее эксплуатация давала тот эффект, который планировалось достичь.
Итоги проекта
«Уже в первые месяцы пилотного использования системы мониторинга транспорта и контроля расхода топлива нам удалось достичь сокращения расходов на топливо более чем на 32 %, повысилась эффективность использования техники за счет контроля передвижений транспорта и дисциплины работы водителей, усовершенствована логистика и оптимизированы маршруты движения», - рассказывает председатель совета директоров агрохолдинга «Кубань» Андрей Олейник.
Информация о движении транспорта направляется на центральный диспетчерский пункт и позволяет оператору получить «в одно касание» в режиме онлайн полную картину движения транспорта по маршруту, включая данные по объемам реально полученного и израсходованного топлива. Генеральный директор, руководители автохозяйства, технологической и финансовой службы агрохолдинга «Кубань» могут получать информацию о местоположении и состоянии транспортных средств как из корпоративной информационной системы, так и с помощью мобильных клиентских приложений.
Сбор информации о состоянии транспорта осуществляется за счет установки терминальных модулей. Терминалы передают информацию с цифровых датчиков уровня топлива, а также информацию о местоположении, скорости и направлении движения за счет использования глобальной навигационный спутниковой системы «Глонасс».
«Для нас данный проект стал прекрасной возможностью углубить отраслевую экспертизу, чтобы затем предложить рынку уже проверенное и результативное решение. ИТ в сельском хозяйстве - это целевой сегмент для «Борласа». Компания уделяет большое внимание развитию именно отраслевой экспертизы и портфеля продуктов», - комментирует Александр Мордухович.
Кроме того, успех данного проекта был крайне важным для продолжения сотрудничества «Борласа» и АХ «Кубань». Стороны также реализовали, например, запуск новой информационной системы агрохолдинга, в качестве основы которой был выбран комплекс приложений Oracle JD Edwards Enterprise One для сельского хозяйства.
Перспективы развития проекта
Поскольку система мониторинга транспорта и контроля расхода топлива в АХ «Кубань» собирает разнообразные данные от техники и интегрирована с корпоративной информационной системой АХ «Кубань», у руководства агрохолдинга появляется возможность применить передовые инструменты аналитики для обработки получаемых информации с целью более эффективной маршрутизации, оценки износа техники и прогнозирования необходимых ремонтов и т.д. Возможности развития функционала системы в этом направлении сейчас обсуждаются.
«Развитие отечественного агросектора - важнейшая задача. Флагманы отрасли - такие как агрохолдинг «Кубань», - традиционно имеют высокие стандарты управления и первыми реализуют инновационные проекты, получая ощутимый эффект от внедрения информационных технологий и выходя на уровень эффективности лучших мировых компаний. Есть достаточно большой интерес со стороны сельхозпроизводителей к информационным системам управления, планирования и контроля технологических процессов, умеющим собирать и анализировать соответствующую информацию. К сожалению, на отечественном рынке представлено недостаточно программных продуктов в этой области. Однако в отрасли действует множество предприятий, которым, с точки зрения оснащенности информационными технологиями, предстоит проделать большой путь», - резюмирует Александр Мордухович.
КОММЕНТАРИИ