Несладкие перспективы: кто заплатит за сахар в газировке? - статья Рамблер.Финансы (с пометкой - спонсорский контент).
В конце августа Минфин РФ предложил ввести акциз на сахаросодержащие напитки в размере 5 рублей на 1 литр. Если эта идея получит поддержку, за три года бюджет может пополниться на 80 млрд рублей, полагают чиновники. Однако не все так просто. С введением «сладкого акциза» пострадает бизнес, значительно снизятся поступления в бюджет от НДС, НДФЛ и налога на прибыль. Кроме того, ввод акциза вряд ли заставит потребителя отказаться от привычной газировки – при повышении цен россияне могут перейти на менее качественные аналоги и более крепкие напитки.
Несмотря на экономическую неоднозначность мер по введению акциза на сладкие газированные напитки и противоречие прямому указанию Президента РФ не принимать законы, увеличивающие налоговою нагрузку на бизнес в ближайшие 3 года, обсуждения этой инициативы продолжаются. 30 августа 2016 года стало известно, что Минфин РФ подготовил предложения по введению акциза на напитки, содержащие сахар и другие подслащивающие и вкусоароматические вещества в размере 5 рублей за 1 л. Ведомственные чиновники не отрицают, что акциз позволит увеличить поступления в бюджет за три года на 80 млрд рублей (на 25 млрд рублей – в 2017 году, 27 млрд рублей – в 2018 году, 28 млрд рублей – в 2019 году).
Однако к чему приведет реализация этих мер и кто в первую очередь пострадает, если предложение Минфина все-таки будет одобрено? Разбираемся по порядку.
«Сладкий акциз» и здоровье нации
В начале лета «Рамблер.Финансы» обратились к читателям с вопросом – поддерживаете ли вы введение акциза на сладкие газированные напитки? Результаты опроса показали, что 49% респондентов не согласны с вводом акцизов, полагая, что это приведет к удорожанию конечной продукции. Еще 37% выразили уверенность, что покупатель должен обладать свободой выбора товаров. И лишь 14% высказались «за» введение.
Кроме этого, 38% опрошенных респондентов убеждены, что люди будут пить сладкую воду и после введения акциза и повышения цены. Еще 34% выразили желание перейти на более дешевые аналоги, если акциз все-таки будет введен. В терапевтическую силу «сладкого налога» верит лишь треть читателей (около 28%), полагая, что налог может снизить количество потребления газировки. Кстати, 14% участников опроса могут перейти на крепкие напитки (в частности пиво), 28% прогнозируют рост потребления газировок из более дешевого сырья, а 20% убеждены, что после введения акцизов на газировку следует ожидать роста контрафакта.
По словам заведующей лабораторией развития налоговой системы Института Гайдара Натальи Корниенко, к общественному обсуждению потенциального вреда от товаров, на которые могу ввести акциз, до сих не присоединился Минздрав России. А без него эта дискуссия «выглядит однобокой». Эксперт также не заметила среди дискутирующих и общественные организации, занимающиеся борьбой за здоровье населения.
«В Великобритании, например, где «сахарный налог» планируют ввести уже с 2018 года, акциз будет дифференцированным, то есть зависеть от количества сахара в напитках, – говорит г-жа Корниенко. – Так, напитки с содержанием сахара менее 5 г/100 мл налогом облагаться не будут, как и все фруктовые соки и напитки на основе молока. Также планируется освободить от уплаты акцизов небольшие компании. В дискуссии по введению подобного налога участвовал глава местной Национальной службы здравоохранения Саймон Стивенс, заявивший, что в больницах будет введен собственный «налог» на напитки с повышенным содержанием сахара».
Как отмечает эксперт, основные цели кампании по введению «сахарного налога» в Великобритании – стимулирование снижения потребления британцами сахара и привлечение средств для финансирования занятий спортом в британских школах. В России же, к сожалению, профильные ведомства не участвуют в активном обсуждении идей в отличие от экономического блока правительства, который преследует единственную цель от введения данного акциза – увеличение бюджетных поступлений.
Экономический эффект под вопросом
В настоящее время в России акцизами облагаются автомобильное и авиационное топливо, легковые автомобили, мощные мотоциклы, алкоголь и табак. Рассматривается вопрос о введении акцизов на сладкие и газированные напитки, чипсы и электронные сигареты. Все – для увеличения доходов федерального бюджета.
Однако экономический эффект акцизов на ряд продовольственных и непродовольственных товаров является весьма спорным. По словам начальника центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Дарьи Снетко, новые акцизы для пополнения бюджета в нынешних условиях вводить не стоит.
«Такого рода изменения, особенно резкие, не отраженные в долгосрочных каких-то стратегиях развития отраслей, будут иметь негативный эффект с точки зрения объемов производства и потребления. Это всегда плохо для экономики и роста ВВП», – уверена г-жа Снетко.
С тем, что надежды правительства на возможную прибыль от новых косвенных налогов могут не оправдаться, согласен и специалист компании «Правомочие» Виталий Ивахненко. По мнению сторонников налогового сбора на сладкие газированные напитки в правительстве, он должен принести госбюджету дополнительный доход на следующие три года в размере около 80 млрд рублей при ставке 5 рублей за 1 литр. Однако, по оценкам представителей бизнес-сообщества, ожидаемый экономический эффект (пополнение казны) не состоится: снижение поступлений в бюджеты всех уровней от НДС, налога на прибыль, налога на фонд заработной платы и НДФЛ может полностью поглотить акцизную выгоду.
«Акциз — косвенный налог, конечным плательщиком которого всегда является потребитель. А значит, повышение цен на подакцизную продукцию не избежать, – разъясняет Ивахненко. – Подобные инициативы – дополнительная нагрузка на бизнес и полностью их нивелировать за счет сокращения издержек производитель не в силах».
По мнению завлабораторией развития налоговой системы Института Гайдара Натальи Корниенко, «новые акцизы обязательно затронут смежные отрасли промышленности». К примеру, Coca-Cola Россия на 80-90% закупает сырье у местных поставщиков и способствует их развитию, обеспечивая также рабочими местами 10 тыс. сотрудников и 60 тыс. работников в смежных областях.
Федеральная антимонопольная служба РФ также высказалась в негативном ключе по вопросу введения «сладких акцизов» на сахаросодержащие напитки. В том, что акциз приведет к росту цен на пищевую продукцию, уверена глава управления контроля химпрома и АПК ФАС Анна Мирочиненко. По ее словам, после того, как ухудшится покупательная способность россиян, снизятся и финансовые показатели предприятий, а значит, сократятся поступления в бюджет. Причем «потери от сокращения спроса еще предстоит подсчитать», заключила Мирочиненко.
Главное – не переборщить с сахаром
Напомним, ведение акцизов на сахаросодержащие напитки обсуждается с февраля текущего года. Весной замглавы Минфина Илья Трунин отмечал, что ставка акциза не должна быть меньше, чем на алкоголь. В начале лета уже официальный представитель Минздрава Олег Салагай выразил позицию своего ведомства о том, что в 100 мл напитка – будь то сок или газировка – не должно содержаться более 8 мг сахара.
С количеством содержащегося сахара в некоторых напитках можно ознакомиться ниже.
Пока непонятно, на какие виды напитков акцизы все-таки будут введены – чиновники из Минфина в своих предложениях российскому правительству не уточняют. Однако уже сейчас очевидно, какие бы товары не попали под дополнительный фискальный сбор, заплатить в любом случае придется потребителю. Повышение акцизов всегда серьезно влияет на конечную стоимость конечного продукта. О чем бы ни шла речь – о литре бензина или о бутылке газировки.
КОММЕНТАРИИ