14 сентября немецкий концерн Bayer объявил о том, что ему удалось договориться о покупке американского производителя ГМО-продукции Monsanto. После многомесячных переговоров и неоднократного повышения суммы предложения заключена одна из крупнейших сделок в истории агробизнеса. Объединенная компания должна заметно расширить не только возможности Bayer в продвижении своей продукции для сельского хозяйства, но и операции Monsanto по разработке и распространению ГМО-семян, пишет «Коммерсантъ».
О заключении соглашения между немецкой Bayer и американской Monsanto 14 сентября объявили главы обеих компаний — Вернер Бауман и Хью Грант. Сделка на сумму $66 млрд ($128 за каждую акцию Monsanto) будет финансироваться свободными денежными средствами. Переговоры между Bayer и Monsanto начались еще в мае. Тогда возможная сумма сделки составляла $42 млрд, но Monsanto несколько раз отказывалась принимать предложение немцев, которые в итоге были вынуждены поднять сумму до $66 млрд. Премия составила 44% к рыночной капитализации Monsanto от 9 мая, когда представители Bayer направили американцам первое официальное предложение.
В случае согласия Monsanto и получения одобрения со стороны регулирующих органов США и ЕС на мировом агрорынке к концу 2017 года состоится одно из крупнейших слияний в истории. Свою деятельность объединят две глобальные компании, за счет друг друга они могут заметно дополнить и расширить операции в области агробизнеса, а также сократить издержки в области научных разработок и продвижения продукции. Monsanto специализируется на производстве генно-модифицированных семян сельхозкультур, защищенных от болезней и вредителей, в основном сои, кукурузы, хлопка. Кроме того, Monsanto производит глифосатные гербициды. Годовая выручка компании составляет $15 млрд. Bayer является одним из крупнейших в мире производителей ядохимикатов для сельского хозяйства (гербициды, инсектициды, фунгициды). Кроме того, в последнее время Bayer активно занялась и генными технологиями в области сельского хозяйства. Компании заявляют, что за счет объединения им удастся сократить издержки на $1,5 млрд в год.
Впрочем, эксперты предупреждают, что последствия сделки могут быть не столь радужными, как об этом говорят компании. Профессор британской Warwick Business School Джон Колли заявил, что «пока единственной выигравшей стороной, очевидно, являются лишь акционеры Monsanto… а проиграть могут и Bayer, которой придется платить за сделку слишком много, и фермеры».
«После объединения компаний линейки их продуктов могут оптимизировать, в результате чего не исключен рост цен на эти продукты»,— говорит эксперт.
Кроме того, он отмечает возможный рост репутационных рисков для Bayer. Как известно, против Monsanto, являющейся крупнейшим в мире производителем ГМО-семян, в разных странах мира периодически проходят массовые акции протеста.
КОММЕНТАРИИ