В середине августа агрофирма "Черемновская" и хозяйство "Кубанка", ведущие предприятия в регионе по производству сахарной свеклы, начали уборку урожая. В этом году он обещает стать рекордным. Такие показатели регион демонстрировал только в 60-е годы прошлого века, когда площади под свеклой были в разы больше. С чем связаны подобные рекорды и можно ли их еще превзойти, altapress.ru рассказал Иван Краснопольский, региональный руководитель ГК "Доминант" в Алтайском крае, в состав которой входят эти сельхозпредприятия.
— На прошлой неделе в Алтайском крае началась уборка сахарной свеклы. Какой урожай ожидается в двух ваших хозяйствах?
— Наш плановый урожай составлял 600 тыс. тонн, но сейчас мы понимаем, что этот показатель будет выше примерно на 15%. Как известно, прогноз — дело неблагодарное, потому что не понятно, какие сюрпризы нам может преподнести погода. Но первая копка предрекает хороший урожай.
Очевидно, что "Черемновский сахарный завод" будет загружен на полную мощность. Каждую декаду делается динамика роста корнеплода и наличие в нем сахара не только по нашим хозяйствам, но и по сторонним сдатчикам. Уже понятно, что производство сахарной свеклы в нынешнем году будет рекордным.
— На ваш взгляд, с чем связаны рекорды последних лет в алтайском свекловодстве?
— В 2015 году это было связано с тем, что наши предприятия, входящие в ГК "Доминант", увеличили посевные площади в два раза. В 2014 году в совокупности у нас было посеяно 8 тыс. га сахарной свеклы, в 2015-м стало 16 тыс. Это увеличение позволило максимально загрузить завод. Второй важный момент: наши сельхозпредприятия освоили новый способ кагатированного (складирование и хранение свеклы в полевых условиях в виде насыпи) хранения сахарной свеклы на полях. На форумах в интернете я иногда читаю много ерунды, мол, урожай гниет в полях, зима на дворе, а свекла до сих пор лежит. Сразу скажу, в этом году будет то же самое. Современная техника позволяет успешно хранить урожай в полях и вести его отгрузку и в дождь, и в снег. По отдельным кагатам срок хранения в прошлом году достигал 90–95 дней. И несмотря на аномальные декабрьские дожди, мы сохранили и сдали на переработку весь урожай. В прошлом сезоне завод сработал с хорошими результатами, и внутри холдинга алтайская свекла была с самыми лучшими показателями качества.
— Нынешняя дождливая погода пошла на пользу сахарной свекле?
— Мы все понимаем, что влага для растения — это хорошо. Но когда за месяц выпадает 200 миллиметров осадков, это уже настораживает. В нынешнем году у нас была аномальная ситуация: приходилось бороться с теми болезнями и вредителями, которых раньше не было. Старожилы нашего производства, которые десятки лет отдали сельскому хозяйству, говорят, что такого никогда не видели. Они связывают такой всплеск болезней с теплой и одновременно дождливой погодой. Но поскольку программа защиты растений у нас достаточно серьезная, все свои поля мы сохранили. Сейчас, в связи с сухой погодой, ситуация стабилизировалась. В свекле резко выросло содержание сахара. Это позволило начать копку и как никогда рано запустить "Черемновский сахарный завод".
— Такой большой объем сахарной свеклы не приведет ли к перепроизводству на местном рынке?
— Я здесь не вижу никаких проблем. Завод в состоянии переработать весь объем сырья. Рынки сбыта для готовой продукции обширные. Алтайское предприятие — единственное за Уралом. Рядом с нами Дальний Восток и регионы Севера, страны Средней Азии. В этом плане развитие "Черемновского сахарного завода" я считаю перспективным.
— Сахарный завод с 17 августа начал принимать свеклу. В этом году, как и в прошлом, предприятие работает по специальному графику поставок. Среди производителей есть мнение, что у ваших предприятий есть привилегии, якобы вы стоите первыми в списке.
— В данной ситуации в более выгодном положении находятся как раз сторонние сдатчики. Это связано с тем, что, начав копку свеклы 17 августа, мы не добираем в потенциальном урожае. За месяц мы теряем существенный объем. Я не считаю, что мы кого-то обделили. Наоборот, мы позволяем фермерам вырастить свеклу, получить максимальный урожай и эффективно его транспортировать. Если бы фермерам невыгодно было заниматься сахарной свеклой, они бы этого не делали. Наши сельхозпредприятия в отличии от фермеров несут потери и дополнительные трудозатраты при длительном хранении.
Самая доходная свекла
— Насколько я знаю, базовая закупочная цена сахарной свеклы сейчас составляет в районе 3–3,5 тыс. рублей за тонну. Вы считаете ее справедливой? И действительно ли сахарная свекла настолько высокомаржинальная культура?
— Свеклу надо оценивать не по рентабельности, а по прибыли с одного гектара. По этому показателю она стоит на первом месте в Алтайском крае даже при той цене, которая сложилась на рынке. Она позволяет окупить вложенные затраты и дает возможность вести модернизацию своего производства. На мой взгляд, на эту цену грех жаловаться.
— На ваш взгляд, если бы на Алтае был хотя бы еще один сахарный завод, ценовая ситуация была бы другая?
— Думаю, что нет. Давайте посмотрим всю предысторию. Еще несколько лет назад агрофирма "Черемновская" обрабатывала всего 8 тыс. га земель и сдавала заводу совсем небольшой объем сырья. Решение о расширении площадей было принято после очередного конфликта интересов между фермерами и предприятием. Сельхозпроизводители выворачивали заводу руки своими угрозами не сдавать свеклу, завод в таких условиях не мог правильно выстраивать свой производственный график. Сейчас наши предприятия обеспечивают завод свеклой на 80%. Даже в том случае, если бийское предприятие заработает, не думаю, что кто-то из нашей зоны повезет свеклу так далеко. Ее доставка достаточно дорогая. Принято считать, что оптимальное расстояние транспортировки свеклы не должно превышать 100 километров.
Растут вширь
— Иван Михайлович, вы уже сказали, что в 2014 году увеличили свои посевные площади в два раза. В этой связи агрофирму "Черемновскую" называют чуть ли не земельным рейдером, объясняя это тем, что вы очень активно скупаете поля в близлежащих к Барнаулу районах. Как вы оцениваете такие заявления?
— Эти сплетни мне не интересны. Мы никого не заставляли продавать нам землю. Пашня, которую мы в последнее время заняли, находилась у предприятий в стадии банкротства или предбанкротном состоянии. Все люди и организации, которые передали нам свои паи и земельные участки, сами приходили к нотариусу, мы никого не заставляли. К тому же они получили за свою землю хорошие деньги. Разговоры о рейдерстве не имеют под собой никаких оснований.
— Дальше расти вширь планируете?
— В настоящий момент мы обрабатываем 55 тыс. га пашни, 17 тыс. га из которых отдано под сахарную свеклу. Сейчас мы рассматриваем переход на четырехпольную систему севооборота, которая позволит эффективнее распределять нагрузку на землю, но потребует дополнительных площадей.
— А свое стратегическое развитие на ближайшие пять лет как вы видите?
— В ближайшие год-два планируем приобрести дополнительно 5–7 тыс. га земли. Мы работаем по всем схемам — это и районные фонды перераспределения, и паевая земля. Если же вопрос касается аренды, стараемся, чтобы ее срок был не менее семи лет. Как правило, вновь приходящие земли находятся в запущенном состоянии и требуют дополнительных вложений, которые должны окупаться.
— В этом году в структуру "Доминанта" вошел "Шипуновский элеватор". Эта покупка была необходимостью?
— В нашем севообороте достаточно большой объем занимают зерновые. Из-за того что культура земледелия повышается, увеличивается и Урожайность. Если в 2014 году хозяйство "Кубанка" получало по 14 ц/га, то в 2015-м уже 18 ц/га. В этом году этот показатель может достигнуть 25 ц/га. Естественно, урожай нужно где-то хранить. Делать это на стороне довольно рискованно и дорого. Последние четыре года мы плотно работали с "Арбузовским элеватором" в Павловском районе. Но в связи с тем, что сбор зерновых с каждым годом увеличивался, идея о собственном хранилище напрашивалась сама собой. В свое время мы рассматривали варианты по "Барнаульскому элеватору" и "Ребрихинскому мелькомбинату" и одновременно работали с "Разгуляем". Их вариант оказался самым приемлемым.
— "Шипуновский элеватор" долгое время был законсервирован. Как вы оцениваете его техническое состояние и сколько средств планируете направить на модернизацию данного объекта?
— Пока шли переговоры о покупке, мы несколько раз выезжали на этот объект, оценивали его. Надо отдать должное тем людям, которые там работали. Они сумели сохранить его в неплохом состоянии, даже несмотря на то, что за последнее десятилетие в него не инвестировались средства. Его техническое состояние на момент покупки было на твердую четверку. Сейчас мы ведем здесь серьезную реконструкцию. Через два года он станет одним из лучших элеваторов в крае. На текущий момент в него вложено порядка 30 млн рублей. До конца года будет инвестировано еще столько же.
— "Барнаульский элеватор" с точки зрения своего географического положения был вам интереснее?
— Да. Но надо признать, что этот объект находится в черте города. Учитывая, что основной поток машин пошел бы по Змеиногорскому и Павловскому трактам, наши КамАЗы с зерном "зависли" бы в пробках.
— Насколько мне известно, аграрное сообщество края настроено по отношению к вашим предприятиям довольно негативно, и дело тут не только в земельном вопросе. Есть мнение, что вы сильно загрязняете поля пестицидами. Это так?
— Чтобы не говорить голословно, надо выехать и посмотреть, в каком состоянии находятся наши поля и поля других фермеров. Специалисты не раз отмечали культуру земледелия наших хозяйств. Понятно, что у нас высокая насыщенность по химическим обработкам, но они проводятся в рамках всех требований. Везде есть санитарные зоны, отделяющие поля сахарной свеклы от населенных пунктов. Они засеиваются другими культурами, которые подвергаются меньшей обработке. За этими моментами мы очень пристально следим. Все препараты, с которыми мы работаем, зарегистрированы и присутствуют в каталогах разрешенных веществ. Со стороны Россельхознадзора к нам претензий нет.
Специальный вопрос
— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Какой поступок вы бы назвали гражданским?
— Я считаю, что основная проблема нашего народа — это постоянный поиск виновных на стороне. Нужно не ныть, не заглядывать к соседу и не говорить, какой он плохой, а самому работать. Моя гражданская позиция: работай, и тогда тебе и всем вокруг станет лучше.
О чем еще рассказал собеседник
О техническом перевооружении
— В агрофирме "Черемновская" и на предприятии "Кубанка" имеется 16 современных комбайнов, один из которых был приобретен в нынешнем году. На сегодняшний момент мы полностью обеспечены современной техникой. В 2014 году, убрав свой урожай, мы помогали это делать другим фермерам. Техническая возможность для такой помощи у нас есть.
О государственной поддержке
— В настоящий момент несвязанная поддержка, выделяемая нашим агрофирмам, составляет 150 рублей на гектар, и погектарная ставка субсидии не разделяется по видам культур, то есть не зависит от наличия сахарной свеклы в севообороте. До 2015 года при действии краевой программы развития сахарной свеклы она была на тысячу рублей больше. При этом затраты на гектар составляют около 60 тыс. руб. В этом вопросе даже комментировать нечего. Такова политика государства. Бизнесу приходится под нее подстраиваться.
Досье
Начинал с энергетики
Иван Михайлович Краснопольский родился 5 ноября 1980 года в поселке Среднесибирском Тальменского района. Здесь же окончил среднюю школу. Высшее образование получил в Алтайском государственном аграрном университете по специальности "экономика и управление в АПК". Свою трудовую деятельность начинал в структуре компании "Алтайэнерго". Затем перешел в аграрный сектор. Сначала десять лет проработал на сельхозпредприятиях Кемеровской области. Затем вернулся на родину, где с 2014 года является региональным руководителем ГК "Доминант" в Алтайском крае. Женат, воспитывает двоих детей.
Цифра
23 тыс. га земли в Алтайском крае занято под сахарной свеклой, 17 из них обрабатывает агрофирма "Черемновская".
КОММЕНТАРИИ