Интервью генерального директора агропромохолдинга «Астарта-Киев» Виктора Иванчика порталу Latifundist.com

«Астарта-Киев» стала первой среди украинских компаний, которые разместили акции на Варшавской фондовой бирже. Благодаря IPO компания смогла успешно привлечь свыше $30 млн зарубежных инвестиций для развития сахарного производства, выращивания сельхозкультур и модернизации молочного животноводства. В рамках пресс-конференции в честь 10-летия проведения IPO генеральный директор агропромохолдинга Виктор Иванчик ответил на вопросы журналистов Latifundist.com и рассказал о настоящем и будущем лидера сахарной отрасли Украины.

Каким было 10-летие проведения IPO для «Астарты»?

Виктор Иванчик: Я всегда говорил и считаю, что публичный статус — это высшая лига, тем более, что мы сразу взяли наивысшую планку. В качестве аудитора мы выбрали компанию «большой четверки» KPMG, в качестве финансового консультанта — банк ING. В свое время это для нас стало серьезным вызовом. Мы были первой компанией из Украины и Восточной Европы в целом, которая дебютировала на Варшавской фондовой бирже. Нам, как первооткрывателям, было сложнее всего. Но я ни о чем не сожалею. Например, о том, что мы получили меньше средств за пакет акций. 2-3 года спустя можно было получить больше. Зато мы выиграли время. Те 2-3 года, которые мы работали в новом статусе, позволили набрать темпы развития, а также начать сотрудничество с лучшими международными и европейскими банками. Наша безупречная кредитная история и репутация, которую мы создали за годы с момента создания компании, работает на нас сегодня.

Как считаете, нынешних производственных мощностей «Астарты» достаточно для того, чтобы оставаться лидером на рынке сахара или планируете расширяться?

Виктор Иванчик: Что касается мощностей по производству сахара, то их достаточно, чтобы оставаться в лидерах. У нас есть возможность увеличить объемы переработки сахарной свеклы за счет продления срока работы заводов. Для этого необходимо обеспечить более длительное хранение сахарной свеклы. Относительно молока, скорее всего, будем наращивать производственные мощности. Мы видим серьезный потенциал роста на тех фермах, которые у нас есть. «Астарта» может нарастить в 2 раза поголовье и увеличить производство молока.Что касается зерна, к сожалению, мы сегодня не лидеры, но твердо входим в пятерку. Перед нами я вижу только UkrLandFarming, «Мироновский хлебопродукт», «Кернел» и «Агропросперис». Остальные компании меньшие и по количеству обрабатываемой земли, и по производству зерновых и масличных культур. Однозначно будем стремиться увеличить производство зерна за счет повышения урожайности культур.По переработке cои мы видим конкурентов, которые ввели новые мощности за последние два года. Наша бизнес-модель в этом сегменте (как впрочем и в других) ориентирована не на доминирование на рынке, а на максимальную эффективность всех технологических и операционных процессов, оптимальное управление рабочим капиталом и рисками.

Виктор Петрович, какие направления планируете развивать в перспективе?

Виктор Иванчик: Кроме традиционных направлений бизнеса, мы считаем перспективным развитие нашего биоэнергетического блока. В этом направлении сделаны лишь первые шаги (речь о производстве биогаза — прим.). Второй шаг — производство электроэнергии. Это приоритетная отрасль во всем мире. То, что у нас в Украине начала развиваться солнечная, ветровая электроэнергия, я считаю позитивным моментом. В развитии биоэнергетического направления перед «Астартой» стоит задача войти в пятерку производителей «зеленой» электроэнергии в стране. Мы также серьезно занимаемся ирригацией, органическим земледелием, внедрением самых современных IT-систем.

Как Вы охарактеризуете инвестиционный климат в Украине? Что изменилось?

Виктор Иванчик: Привлекать инвестиции стало сложнее. Даже нашей компании с безупречной кредитной историей. Так, стало сложнее договариваться с банками, получать те кредитные лимиты, которые были раньше. Немало европейских банков автоматически сокращают лимиты кредитования украинских заемщиков. Точнее, мы приходим и говорим: «Почему меньше, вы нам не доверяете?» В ответ слышим, что это требования главного офиса — автоматически снижать лимиты всем. Но никакая экономика не может развиваться без пополнения оборотных средств, без финансирования капитальных инвестиций. Мы еще не вышли из стадии стагнации и сможем это сделать только тогда, когда появится возможность для финансирования экономики в целом и, в частности, нашего сельскохозяйственного сектора.

Что думаете о моратории на продажу земли?

Виктор Иванчик: Вопрос на самом деле непростой. Однозначно могу сказать, что земля — это актив, который должен работать на собственника и страну. Одновременно, не стоит называть землю товаром, ведь мы ее не можем употребить, переработать. Земля — это вечный актив, который не потеряет своей ценности. Он не подвержен амортизации, а, наоборот, со временем только растет в цене и в Украине, и в мире. Причина проста — количество земли сельскохозяйственного назначения уж точно не увеличивается. И это объективная реальность. Люди и земля — самая главная ценность нашей страны.

Сейчас мы видим, что в Украине земля не имеет справедливой цены, хотя она не хуже по качеству, а то и намного лучше, чем в других европейских странах. Я считаю, что народ, который является собственником украинской земли, должен иметь представление, где тот или иной земельный участок находится, какой у него юридический статус, какая его цена, кому он принадлежит. Только если будут такие сведения, можно будет говорить о продаже прав на землю. Мне, бизнесмену, который работает на земле, кажется справедливым, чтобы в Украине ситуация с землей была прозрачной и понятной. И для ее собственников, и для операторов, и для государства.

Многие говорят, что сегодня по селам ходят люди с чемоданами купюр и массово покупают права на землю. Но вопрос — откуда эти деньги? Они часто имеют коррупционное происхождение. Главное, что эти бывшие чиновники не собираются землю обрабатывать. Их главная задача — легализировать, «отмыть» средства, а потом перепродать права аренды производственникам. Эти факты требуют внимания общественности, о них нужно говорить.

«Астарта» известна тем, что ведет социально ответственный бизнес. Что Вы вкладываете в это понятие?

Виктор Иванчик: В основе социальной ответственности нашей компании лежит уважение к людям и окружающей среде. С самого начала нашей работы это было ключевым принципом, поскольку мы понимали, что по-настоящему успешным и долгосрочным может быть только тот бизнес, который привносит вклад в благополучие общества и отзывается на его потребности. На практике это и уплата всех налогов и заработных плат, развитие персонала и партнерских программ с фермерами, и социально-благотворительные проекты, работа в сфере экологических стандартов. Все это отображено в миссии «Астарты»: «С духовностью к земному: развивая потенциал земли, повышаем благосостояние людей, утверждаем вечные ценности и строим высокодуховное общество».

Недавно правительство выступило с инициативой финансовой поддержки фермерского бизнеса. При этом есть риск, что с 1 января 2017 года все аграрии лишатся спецусловий по НДС, которые и так были урезаны с января этого года.

Виктор Иванчик: Я за развитие фермерства как такового, но здесь важно задумываться о том, какую модель будущего аграрного сектора выбирает таким образом Украина — сырьевую или агропромышленную. Те перерабатывающие мощности, которые сегодня не позволяют называть нашу страну аграрным сырьевым придатком, созданы крупными вертикально-интегрированными компаниями. Такие компании как «МХП», «Кернел», «Астарта», «АТК» и другие создали сложные технологические циклы выращивания, переработки, логистики и хранения. Они привлекли многомиллиардные инвестиции, обеспечивают потребности украинского населения и стали известны своей продукцией мировому рынку. «Карманная» финансовая поддержка фермерства вряд ли принесет серьезный экономический эффект для нашей страны. В то время как прозрачная, отрегулированная система налоговых стимулов способна всем участникам аграрного рынка давать импульс для роста.

Какие изменения ждут украинский рынок сахара в ближайшей перспективе?

Виктор Иванчик: По состоянию на 30 июня, цены на сахар-сырец поднялись на 5,5%. Уже $460 он стоит на Нью-Йоркской бирже, а на Лондонской бирже на белый сахар цена поднялась до $560. Это больше сегодняшней цены в Украине с НДС, потому что $560 — это цена без НДС. Естественно, нам сегодня выгодно экспортировать сахар. Украинский сахар имеет уникальную возможность завоевать свою нишу на мировом рынке. Я думаю, что «Астарта» в 2016 г. экспортирует не меньше 50-70 тыс. т.

Какие ключевые приоритеты развития компании на ближайшие года Вы можете выделить?

Виктор Иванчик: Один из приоритетов — это инвестирование в повышение эффективности, производства, в частности урожайности наших главных культур. Мы хотим оставаться самой эффективной компанией, достигая низкой себестоимости сахара в Украине и его максимального качества. Безусловно, эта же цель стоит и во всех остальных направлениях нашего бизнеса: сельскохозяйственном, молочном, биоэнергетическом, соеперерабатывающем. На этом строятся наши стратегия и тактика.

Благодарим за интересную беседу!

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)