Граф Бобринский - сахарные корни наследника императрицы

Граф Бобринский - сахарные корни наследника императрицы, статья портала Latifundist.com.

Образ истинного русского графа мы представляем себе на основе фильмов, книг, картин, описывающих эпоху дореволюционной Российской империи. При знакомстве с Питером Бобринским сразу не скажешь, что перед тобой человек «голубых кровей». Хотя он родился во Франции и занимает руководящую должность в инвестиционной компании Dragon Capital, большинство коллег и знакомых Его Сиятельства даже не представляют, что Питер – потомок российской императрицы Екатерины II Великой и знаменитого «сахарного» магната. Latifundist.com выяснил, чем живет современный представитель августейшей семьи.

Фамильное наследие

Начало графскому роду Бобринских положил внебрачный сын Екатерины Второй и графа Григория Орлова. Правда, истинное происхождение ребенка, названного Алексеем, скрывалось, пока на престол Российской империи не взошел его единоутробный брат – император Павел I. Последний и пожаловал Алексею Григорьевичу титул графа и назначил генерал-майором. Однако еще более значительный след в истории, чем его отец-авантюрист (это – отдельная история), оставил один из четырех сыновей родоначальника династии Бобринских – Алексей Алексеевич. Именно его называют не иначе как основателем сахарной промышленности в Украине и просто «сахарным магнатом». Им же положено начало развитию железнодорожного транспорта в Российской империи. Кроме того, историки говорят о его заметном вкладе в развитие угледобычи в тогдашней России.

Благодаря Алексею Алексеевичу Бобринскому и его супруге Софии Александровне Самойловой городок Смела (нынешняя Черкасская область) и жители окрестных земель зажили по-новому. Сюда именитая семья привезла в 1838 году из Тульской губернии первый в Украине сахарный завод. Необходимое оборудование в новое графское имение на землях Черкасского уезда Киевской губернии доставлялось на волах и лошадях, ведь железная дорога тут появится благодаря Бобринским несколько позднее – в 1876 году.

Сам Алексей Алексеевич не дожил до этого момента, умер еще в 1868 г. Однако именно он был директором и строителем первой в России железной дороги, которая соединила Петербург с Царским Селом ( 1837 г.). Вот и получается, что самое значительное, что оставил после себя внук императрицы Екатерины II, — это железные дороги и, конечно же, сахаропроизводство. Кстати, именно Алексей Алексеевич дольше всех оставался в России, ведь революция заставила большинство Бобринских покинуть страну.

Интересный факт: памятник основателю сахарного производства в Украине простоял в Киеве около полувека. Когда в 1919 году было решено снести монументы времен самодержавия к празднику 1 Мая, коснулось это и статуи Бобринского, сколь значимой ни была его деятельность для страны.

Продолжение рода

Революция не позволила Бобринским и далее оставаться на родных землях. Так, отец нашего героя Лев Алексеевич вместе с мамой и бабушкой оказались во Франции, где уже проживало немало русских эмигрантов. Несмотря на лишения, которые принесла семье Гражданская война в России, связь с родной страной не угасала. По словам Питера, матери его отца во время Гражданской войны пришлось даже отбывать в России тюремный срок, из-за чего Лев Алексеевич жил некоторое время с бабушкой.

Интересно, что Питер Бобринский не только в седьмом поколении прямой потомок русской императрицы, а его сын Федор – в восьмом, но еще и его мама по женской линии приходится родственницей Петру Аркадиевичу Столыпину – известной и вместе с тем противоречивой личности в истории России.

Вот так, с одной стороны — сахарное производство, а с другой — знаменитая земельная реформа Столыпина – налицо крепкие аграрные корни! Сам Питер пока напрямую не связан с сельским хозяйством, но рассказывает о сокровенном: «У меня есть желание купить участок земли. Но пока это мечта. Это будет мой ответ истории». Только, что он там будет выращивать, пока еще не решил.

Француз или русский?

Самому Питеру сложно дать ответ, к какой национальности он себя относит в большей степени, ведь в нем намешано крови и немцев, и итальянцев, и французов, и, конечно же, русских.

«Это сложный вопрос, и я не думаю, что у меня есть ответ на него. Но я чувствую, что я француз», — говорит Питер Бобринский.

Семья Питера старалась прививать ему любовь к родной земле, но не к послереволюционной, а к старой России. Прабабушка, бабушка и отец Питера жили в небольшом городке около Парижа, Медоне, с многочисленной русской диаспорой.

«Они пытались помнить о старой России. Я ходил в русскую школу, ходил в церковь, был прислужником, я был воспитан в православной вере. Так они попытались как-то сохранить память», — считает Питер Бобринский.

Сам граф прекрасно понимает, что не всегда жизнь его предков в Российской империи была благополучной. Потомок знаменитого дворянского рода называет Октябрьскую революцию большим уроном для Украины, России и Беларуси.

На родной земле

Сегодня представители графского рода Бобринских живут в разных уголках планеты. Питер – один из тех потомков Екатерины Великой и графа Орлова, которые решили вновь связать свою жизнь с Отчизной, пусть и деловыми отношениями. Впервые Питер Бобринский оказался в Украине 10 лет назад. Родные края встретили его тепло и гостеприимно.

«Впечатление было очень хорошее. Киев – это очень красивый и гуманный город. Когда вы в Москве, вы чувствуете, что здесь все возможно, это очень динамичный город, но как-то Москва потеряла душу. Я чувствую, что у меня есть очень сильные корни в Питере. Но в Киеве жизнь хорошая, люди хорошие, душевные, может где-то слишком хорошие. Мне очень нравится жить в Киеве. Я думаю, что это undiscovered gem (в пер. с англ. «неграненый алмаз» - авт.), драгоценность, которую люди пока не нашли.»,— делится впечатлениями Питер Бобринский

Не менее запоминающимся стало посещение Смелы. Здесь близость семейных корней ощущалась сильнее всего, хотя эмоции героя были несколько противоречивыми.

«Это для меня очень familiar, то есть очень близко и в то же время очень далеко. Это парадокс.»,— говорит потомок известного графского рода

Настоящие дни

В современном городе Смела Черкасской области до сих пор помнят одного из хозяев этих земель и его сыновей. В местном краеведческом музее можно узнать больше об истории графского рода, в том числе взглянуть на «Родословие графов Бобринских». Здесь Питер смог найти среди потомков Екатерины II и графа Орлова не только себя, свою сестру, а также кузенов и кузин, но и следующее, восьмое поколение графов Бобринских – своих дочерей Майю, Дарью и самого младшего продолжателя рода сынишку Федора.

Как рассказывает Питер Бобринский, его дети прекрасно знают и понимают, какие у них корни. Хотя свое мнение отец им не навязывает. Раньше его самого мало интересовала биография семьи, пока он не достиг 10-летнего возраста. Тогда отец Лев Алексеевич охотно рассказывал ему свою и его, Питера (или на русский манер – Петра), родословную. Теперь он ждет, когда его дети сами начнут интересоваться историей семьи, а уж ему будет что рассказать.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)