Белоруссия Стартовала «сахарная кампания»

Статья Ирина Гермонович из "Сельской газеты".

Последние пять лет посевные площади сахарной свеклы в Беларуси колеблются в пределах 100 тысяч гектаров, страна ежегодно производит от 4,3 до 4,8 миллиона тонн ее. В нынешнюю страду планируется накопать 4,3 миллиона тонн. Минсельхозпрод, кстати, не ориентирует хозяйства на рост вала, главное — рентабельность и доходность отрасли.

Сахарная свекла экономически выгодная культура. При умелом ее выращивании можно добиться невиданных результатов по содержанию в ней сахара и урожайности, уровень рентабельности может достигать 70—100 процентов. Но при этом данная культура очень капризна. Поэтому эффективность отрасли нестабильна и зависит от разных нюансов.

Если в хозяйстве освоена и соблюдается технология возделывания, аграрии могут получить большой урожай, который уходит по весьма лакомой цене. Переработчики поддерживают производителей сырья, авансируя их при закупке семян, удобрений, средств защиты растений. Но чтобы получить максимальную эффективность, в цепочке производитель—переработчик принципиально важна жесткая и слаженная сцепка: четкое соблюдение сроков и объемов поступления корнеплодов на переработку. График — это не просто кем-то придуманный трафик. Известно главное правило — максимум до 10 января вся свекла должна быть переработана. Оптимальные сроки, за которые необходимо справиться с урожаем, — 90—100 дней.

Свекловичная страда и в нынешнем сезоне будет непростой. Как ни банально прозвучит, но чуть ли не на первый план снова выдвигается погода, которая преподнесла земледельцам неприятные сюрпризы еще с весны. «Климатические испытания» продолжаются и сейчас. Дождей не было уже длительное время, по прогнозам, синоптики не ожидают их как минимум до 5 сентября. А верхний слой почвы настолько пересушен, что превратился в пыль. Естественно, это не может не отразиться на работе уборочной техники и качестве копки.

— На чем теряем при уборке? — интересуюсь у заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Владимира Гракуна.

— При удалении ботвы, когда при неправильной высоте среза удаляются не только листья, но и верхушка свеклы. Вытянуть массивный корнеплод из земли также непросто, несовершенные копачи обламывают его хвост, а это еще несколько центнеров на гектаре. Наконец, далеко не все корнеплоды в рядке вырастают большими. Среди них попадаются и относительно мелкие, которые остаются в земле вместе с миллионами рублей недополученной выручки. Чтобы извлечь ее, мало правильно настроить комбайн. А убирать надо в первую очередь раннеспелые сорта свеклы, во вторую же — там, где тяжелые почвы, чтобы избежать комковатости и вывоза большого количества земли на заводы. Тактика должна быть очень гибкой.

Но погода погодой, а успех нынешней свеклоуборочной кампании прежде всего будет зависеть от слаженных действий всех участников. Разумеется, способствовать этому должна и ценовая политика. Для того чтобы производителям было выгодно работать с корнеплодами, предусмотрено авансирование в счет государственных нужд. В нынешнем году заготовительные организации только на «свекольную» посевную выделили сельхозорганизациям свыше 70 миллиардов рублей. Таким образом, сахарные заводы частично проавансировали госзаказ сахарной свеклы.

Для перевозки корнеплодов от сельхозпроизводителей к переработчикам будет задействовано около 2 тысяч грузовых автомобилей и порядка 400 полувагонов железнодорожного транспорта. Расходы по оплате их услуг, как и в прошлые годы, лягут на плечи потребителей сырья.

И все-таки, несмотря на технологические и «климатические» трудности, уже более десяти лет страна обеспечивает себя сахаром за счет собственных сырьевых ресурсов. Ежегодно производим около 500—600 тысяч тонн его, половина, а иногда и больше идет на экспорт. Заметим — не в мешках, за рубеж поставляется сладкая продукция с высокой добавленной стоимостью.

По данным Нацстата, в республике на 1 августа запасы сахара превышают 47 тысяч тонн, что почти на 50 процентов больше среднемесячного объема его производства.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)