Украина: Холдинг «Т-Цукор» избавился от шести сахарозаводов

Третий по величине производитель сахара в Украине тернопольский холдинг "Т-Цукор" ушел с профильного рынка. Как выяснила "Деловая столица", компания, основанная в 2008 г. Иваном Гутой и членами его семьи (женой Клавдией и сыновьями Николаем и Андреем), недавно избавилась от шести принадлежавших ей сахарных заводов совокупной мощностью переработки сахарной свеклы 21 тыс. т в сутки. "Т-Цукор" вышел из состава учредителей Борщевского, Бучацкого, Збараж­с­кого, Козовского, Лано­вец­кого и Хоросковского сахарных за­во­дов, которые еще в прошлом году контролировали почти 70% производства сахара в Терно­польс­кой области (квота, выделенная для них Минис­терством аграрной политики и продовольствия на 2014-2015 гг., составила около 125 тыс. т, или 7% от общеукраинского объема).

Половина предприятий, из состава учредителей которых вышел "Т-Цукор", - Збаражский, Козов­­­с­кий и Лановецкий заводы - была оформлена на 29-летнего Артура Ботмана из Мариуполя. Изучение его персональной страницы на сайте "Вконтакте" позволяет предположить: либо накануне покупки предприятий он сорвал джек-пот в одной из лотерей, что позволило ему оперативно переквалифицироваться из скромного провинциала в юного сахарозаводчика, либо он - подставное лицо. Вторая версия выгля­дит более убедительной, если учесть, что с прошлого года на Ботмана оформлена киевская компания "Тарма групп", которую нало­говики подозревали в фиктивных операциях и неоднократно с ней судились. Аналогично можно сказать и о "тайном покупателе" второй партии заводов (Хорос­ков­­с­кого, Борщевского и Бучацкого) Сер­гее Веригине. О нем вообще почти ничего не известно, кроме того, что ему 28 лет и он из Киева.

Исходя из этих обстоятельств, очень вероятно, что реальными бенефициарами сахарной шестерки могли остаться представители скандального тернопольского семейства, имущество которых сейчас ак­тивно пытаются взыскать в счет долгов украинские и иностранные банкиры. Еще в феврале Иван Гута и его сыновья потеряли контроль над материнской компанией своего агрохолдинга "Мрия" - кипрской Mriya Agro Holding. В нее был введен временный управляющий, представляющий интересы кредиторов (общая сумма задолженности детища Гут оценивается в $1,3 млрд). А позднее генеральный ди­рек­тор "Мрии" Саймон Черняв­­­с­кий, представляющий интересы комитета кредиторов, признал, что агрохолдинг не контролирует сахарные заводы "Т-Цукор". Те­перь же де-юре их не контролируют и основатели "Мрии", которые в начале этого года стали массово избавляться от оформленных на них активов в Украине, где с ними продолжают судиться и арестовывать их имущество банки-кредиторы. В марте Иван Гута и его семья избавились от 100% акций опосредованно принадлежавшего им ДиВи Банка, новыми собственниками которого стали 12 физлиц во главе с и. о. главы правления Сер­ге­ем Горбачевским. Недавно сменился собственник входившего в орбиту семьи Гут украинского дилера сельскохозяйственной техники John Deere компании "Механи К". В мае она была переоформлена с кипрской компании Catleran Holdings Limited на малоизвестного жителя села Вильшанка Жито­мирс­кой области Богдана Губкина. Сменился владелец и транспортной фирмы "Интегро коммерц", считавшейся базовой структурой группы "Логист": с близкой Гутам компании Peronov Investments Limited она была переписана на некоего Александра Балаша. По похожей схеме сменились и собственники тернопольского консалтингового центра "Бизон", основанного в свое время Андреем Гутой (компания занималась внедрением систем учета на платформе 1С). В апреле учредителем и директором "Бизо­на", переехавшего в Одессу, стал некто Николай Годимьяк.

Большинство компаний, от которых открестилась семья Гут, продолжают работу. Впрочем, масштаб их деятельности уже не тот, и наиболее ярко это видно на примере сахарных предприятий. В середине июня Министерство аграрной политики утвердило квоту на производство сахара в новом сезоне в общем объеме 1,72 млн т, из которых на заводы Тернопольской области пришлось около 125 тыс. т. Но теперь в регионе появился новый ярко выраженный фаворит - Чертковский сахарный завод, подконтрольный немецкой компании Pfeifer­&Lan­gen. В 2013 г. немцы купили у холдинга Kernel Андрея Веревского это предприятие мощностью 7 тыс. т свеклы в сутки за рекордную сумму в $32,5 млн, после чего за год фактически "съели" своего регионального конкурента. Что подтверждается квотой в 110 тыс. т, полученной сейчас Чертковским заводом (почти 90% от объема, выделенного на всю Тернопольскую обл.), и всего 15 тыс. т - на Збаражский, Козов­с­кий и Хоросковский заводы, которыми теперь владеют "юные сахарозаводчики" Артур Ботман и Сергей Веригин.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)