Казахстан: Сахарное дело. Кто виноват и что делать?

Дефицит сахара, который сложился сегодня в Казахстане, а именно значимость и резонанс ситуации в какой-то степени подтверждают высокую зависимость от него почти каждого из нас. В общем, одни без него не могут, а другие этим пользуются и стараются заработать денег. Действительно, почти как с дурманом. Дошли до того, что сахар поставляют контрабандой, выдавая за что-либо другое. Везут даже под видом муки или селитры, пишет МК-Казахстан.

Общество, давно уже отвыкшее от дефицита, вспоминает времена, когда этот «песок» выдавали по килограмму на руки. Сегодня почти так же, только дают по два. Это в крупнейших официальных торговых сетях. В общем, вновь приходит понимание того, как жить про запас. Ухищряются, выворачиваются даже с лимитом — просят взять за них. Случаются и конфликты за фасованый мешочек.

Вспомните ставшее артефактом словосочетание «норма отпуска». И оно сегодня, можно сказать, актуальнее, чем ранее... Такая вот ностальгическая зарисовка: на заре формирования независимого Казахстана, а это, как помнит читатель, для некоторых не самое тучное время, на избирательных участках можно было купить дефицит. И сахар, помним, был одним из желанных приобретений. Эта традиция якобы пошла с выборов народных депутатов 1989 года, со времен СССР. Таким вот образом «прикармливали», мотивировали идти выражать свою политическую волю.

Лимиты на сахар установлены только в «белых» точках. То есть в тех местах продаж, которые вполне можно назвать социально значимыми, ориентированными. Конечно, здесь есть контроль качества. Что же касается неофициальных точек, то в них лимита нет. Однако вместе с его отсутствием нет контроля уровня цены и безопасности. Возникнет вопрос: так, может, дефицит надуман крупными торговыми сетями, мол, откуда получают товар? Один из вариантов — контрабанда. Все чаще в информационном поле появляются сообщения о работе таможенников соседнего государства, которые пресекли вывоз из России очередной партии контрафактного сахара. Напомним, что в РФ с марта по конец августа запрещен вывоз сахара. К этому мы еще вернемся. На границе рядом с Омском буквально на днях задержали фуру, где под видом муки пытались провезти более 30 тонн сахарного песка. Это в одном случае. Во втором сахар пытались завезти в Казахстан уже в виде селитры — 30 тонн. А это для нашего с вами здоровья могло быть гораздо хуже — тара под селитру явно не имеет пищевого допуска.

По статистике, только от 10 до 30 процентов всего незаконного трафика чего-либо удается отследить. Остальное попадает на рынок. И это действительно сегодня является проблемой, наверное, даже более значимой по своему масштабу, чем дефицит. Ведь помимо того, что необходимо както решать вопрос налаживания поставок

продукта, искать альтернативные пути, государству также нужно обеспечить безопасность потребления. Селитра, нитраты — это название общее, и их существует шесть видов. Вещества могут использовать в качестве консервантов и удобрений. Однако при превышении дозы на массу тела являются токсичными. Не хотим и не имеем права утверждать, что продукт, реализуемый на рынках или с рук, обязательно не соответствует требованиям безопасности, но любое неизвестное происхождение продукта в период черного импорта заставляет быть особенно осторожным. И мы уверены, что контролирующие органы разделяют нашу точку зрения относительно необходимости обеспечения безопасности на внутреннем рынке.

Впрочем, это лишь усугубит ситуацию: даже если создадут специальную комиссию по проверке продукции на качество и безопасность (пусть сезонную), придется приостановить реализацию до выяснений.

Собственно, именно потому, что Правительство и конкретные, курирующие ситуацию люди допустили столь сложное положение с социально значимым продуктом на рынке, глава государства и объявил выговор членам Кабинета министров. Президент четко обозначил провал индустриальной политики. В частности, Касым-Жомарт Токаев указал на то, что из семи сахарных заводов у нас в строю всего четыре. «Мы на 90 процентов зависим от импортного сахара, здесь можно ссылаться на решение в рамках ЕАЭС, но в любом случае это серьезный просчет Правительства. Значит, не защитили позицию государства. Поэтому я объявляю выговор министрам Бахыту Султанову (Министр торговли и интеграции) и Ерболу Карашукееву (Министр сельского хозяйства)», — сказал Президент на расширенном заседании Правительства.

А теперь что касается обозначенной им защиты позиции государства. Напомним, что в минувшем году, это также было летом, представители Казахстанской ассоциации сахарной пищевой и перерабатывающей промышленности на встрече с Сериком Жумангариным, председателем Агентства по защите и развитию конкуренции, сообщали о непростой ситуации в отрасли. В частности, указали, что в июне 2021 года Аксуский и Меркенский сахарные заводы приостановили свою деятельность, а Таразский снизил темпы производства ввиду сильнейшей конкуренции со стороны российских и белорусских производителей.

По мнению независимых экспертов, ситуация с дефицитом сахара, а также условия его возникновения (те самые решения в рамках ЕАЭС, о которых говорил Президент) говорят и о не самой сильной позиции «переговорщиков», которые представляют интересы отечественного производителя на территории ЕАЭС. Конечно, озвучивать и приводить в пример другие страны и то, как они отстаивают национальные экономические интересы в объединениях, союзах, на расширенном заседании Правительства не стали. По логике выговора должно быть достаточно.

А еще это демонстрация последствий нарушений правил продовольственной безопасности: партнер прекратил импорт, страна лишилась продукта. У нас появилась еще одна сезонная фобия. Какая отрасль, какой продукт станут следующими?

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)