На прошедшей неделе оптовые цены на сахар продолжили падение, несмотря на значительную разницу с мировой ценой. Скорее всего тут работает несколько факторов. Во-первых, ожидания производства сахара в сезоне в размере 6,5 млн. тонн, что на 500 тыс. тонн больше годового потребления сахара в РФ. Во-вторых, пограничные с Украиной заводы заинтересованы как можно быстрее продать свой сахар, поскольку есть риски, связанные с военными действиями. Ну и в-третьих, проблемы с ж/д транспортом не позволяют полностью реализовать экспортный потенциал российского сахара, иначе мы увидели бы картину конца 2019 года, когда месячный экспорт превышал 100 тыс. тонн.
Анализ предварительных данных ФТС и РЖД показывает, что в сентябре официально учтенный экспорт сахара составил 65,4 тыс. т, что является максимальным значением с июля 2020 года, когда было экспортировано 98,3 тыс. т. К этой цифре можно смело прибавлять, еще несколько тыс. тонн неучтенного сахара. Разница НДС в 2% с Казахстаном и раньше приводила к постоянному «серому» экспорту (казахстанские службы регулярно отчитывались о выявлении таких поставок), так что сегодняшняя экспортная пошлина в 7% стимулирует увеличение «серых» поставок в страны, не входящие в ЕАЭС. Полные данные по всем отгрузкам, включая отгрузки в рамках ЕАЭС, будут через полтора месяца, не исключено что общая цифра в 65+ тыс. тонн будет скорректирована в большую сторону.
Специфическим отличием этого сентября является то, что впервые доля экспорт автотранспортом превысила 50% от всех экспортных отгрузок. Так, если в июле 2020 экспорт автотранспортом составлял около 5%, то в сентябре 2023 года доля автотранспорта составила 56%. Это изменения логистики вызвано двумя факторами: сложностью заказов вагонов на РЖД и фантастической дешевизной российского сахара. Разница в цене российского сахара и мировых цен такова, что часть экспортных поставок автотранспортом идет из Тамбовской области до Каспийского моря, затем паромами на другой берег Каспия., и дальше в Афганистан. Основным получателем российского сахара продолжает оставаться Казахстан с 18 тыс. тонн, второе место заняла Грузия с 9,6 тыс. тонн, третье – Узбекистан с 8,9 тыс. тонн. У каждой из стран импортеров своя рентабельность, соответственно и своя максимальная планка, при которой российских сахар будет импортироваться, так что, если внутренние цены на сахар (номинированные в долларах) начнут расти, мы увидим последовательную остановку экспорта в разные страны.
Сохранится ли в дальнейшем такой высокий темп экспорта российского сахара зависит от трех факторов: курса рубля, высоких мировых цен на сахар и сахар-сырец, и регулирования рынка. Буквально сегодня было принято решение об обязательной продаже валюты крупнейшими экспортерами, что может привести к укреплению рубля, удорожанию российского сахара в долларах и, соответственно, снижению экспорта.
Из двух пароходов с сахаром сырцом в Черном море, третий месяц ожидавших выгрузки в Узбекистан, один в итоге ушел разгружаться в Турцию.
Расчетная себестоимость белого сахара из сахара-сырца - $885,29/т (88,51 руб./кг).
На 12 октября 2023 г. себестоимость сахара из импортируемого сахара-сырца в Узбекистане составляет $893,0/т (79,78 руб./кг в Краснодаре с учетом доставки) без НДС и пошлин, в Казахстане - $825,4/т (78,22 руб./кг в Краснодаре с учетом доставки) без НДС и пошлин.
По данным ж/д мониторинга Sugar.Ru, за 11 дней октября в РФ ввезено 9,3 тыс. т сахара (за весь сентябрь – 16,8 тыс. т, август – 7,8 тыс. т). Экспорт в октябре ускорился, с начала месяца экспортировано 20,0 тыс. т белого сахара (за весь сентябрь – 30,7 тыс. т, август – 21,3 тыс. т). Экспорт белого сахара по ж/д идет во все страны Закавказья и Средней Азии (кроме Армении, с которой нет прямого сообщения). Железнодорожный транзит по российской ж/д с начала октября составил 1,5 тыс. тонн белорусского сахара в Казахстан и Таджикистан.
Транзит сахара-сырца с начала октября отсутствует.
Новости и комментарии оперативно выходят в нашем Telegram-канале
КОММЕНТАРИИ