В 2016 г. впервые за три года выросли долларовые цены на сельхозземли, говорится в отчете "Совэкона". Об этом пишут "Ведомости", передает портал "Milknews".
В основных южных регионах рост составил 31–83%, в центре – 6–17%, в Поволжье – 1–36%. При этом средний курс доллара, по данным ЦБ, за прошлый год вырос на 9%. Управляющий партнер консалтинговой компании BEFL Владислав Новоселов соглашается с расчетами "Совэкона".
Директор "Совэкона" Андрей Сизов объясняет рост цен на земли несколькими причинами. Одна из них – прекрасные результаты в растениеводстве.
Так, агрохолдинг "РУСАГРО" Вадима Мошковича отчитался об увеличении валового сбора урожая более чем на 60% благодаря росту площадей почти на четверть и увеличению урожайности сахарной свеклы, пшеницы, ячменя и сои. В 2016 г. валовой урожай "дочки" АФК "Система"– агрохолдинга "Степь" превысил 1 млн т, что на 55% выше показателей 2015 г., отмечает представитель компании.
При этом последние годы в растениеводстве наблюдалась очень хорошая доходность, напоминает Новоселов: цены на подсолнечник в 2015 г. достигали 27 000 руб./т, а доходность по этой культуре превышала 100%. На 13 января подсолнечник стоил 20 600 руб./т, по данным "Совэкона". Это, в свою очередь, увеличило интерес инвесторов к отрасли, говорит Новоселов.
За последние два года активно покупала наделы "Степь". Корпорация продолжит активно инвестировать в это направление: до конца 2017 г. земельный банк планируется увеличить почти вдвое до 500 000 га, говорил "Ведомостям" президент АФК "Система" Михаил Шамолин. Активно скупал сельхознаделы на юге и Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, подконтрольный родственникам министра сельского хозяйства Александра Ткачева: компания в прошлом году подавала в Федеральную антимонопольную службу ходатайства о покупке не менее 150 000 га. Именно с приходом компании Ткачева в Ростовскую область цены на землю в регионе начали расти, подтверждает владелец местной агрокомпании.
Кроме того, как отмечает Сизов, продавались крупные наделы обанкротившихся компаний или банков, которые получили землю по залогам. За последние два года с рынка ушли два крупных игрока – казахский агрохолдинг "Иволга" Василия Розинова и группа "Разгуляй". Основную часть земель первого в Курской области – около 100 000 га – консолидировал крупнейший в стране производитель сахара "Продимекс", говорит человек, знакомый с руководством компании (представитель "Продимекса" это не комментирует). Из земель "Разгуляя" около 100 000 га приобрела "РУСАГРО", еще около 250 000 га выкупили другие участники рынка, знает один из экс-менеджеров "Разгуляя".
Прошла первичная консолидация сельхозземель в России, земля стала рынком, поэтому предложение в целом сокращается, добавляет совладелец еще одного крупного агрохолдинга. Количество предложений снизилось – качественные активы трудно найти, подтверждает Новоселов.
Тем не менее, по мнению Сизова, российские земли по-прежнему недооценены. В США земля стоит в 6 раз дороже, в Евросоюзе и Бразилии – втрое.
Среднесрочно, вероятно, рост продолжится, считает Сизов, во многом это будет зависеть от инвестиционного климата в России, цен на сельхозтовары в мире, а также политики Украины на рынке земли (здесь запрещена частная собственность на сельхозземлю), перечисляет эксперт.
В рублях цены последние четыре года практически не падали, за исключением юга. Причем там снижение случилось в 2014 г. и уже через год стоимость сельхозземли вновь пошла вверх, следует из данных "Совэкона". Спад 2014 г. на юге – основном зернопроизводящем регионе – Сизов связывает с резким ростом неопределенности: именно тогда к России был присоединен Крым и отрасль опасалась введения со стороны Запада санкций в виде ограничений на экспорт зерна, а в конце года сама Россия ограничила вывоз зерна за границу, напоминает Сизов.
КОММЕНТАРИИ