Почему 90 % белгородской сахарной свёклы зависит от импортных семян

«Белгородские известия» выясняют, почему в регионе нет своей селекции сахарной свёклы и как можно улучшить ситуацию.

К 2020 году Белгородская область должна выращивать 4 млн тонн сахарной свёклы и давать стране 500 тыс. тонн сахара. Такие целевые показатели значатся в программе развития сельского хозяйства до 2020 года. По итогам этого года мы приближаемся к половине пути: собрали 1,7 млн тонн свёклы и выработали 237 тыс. тонн сахара (данные департамента АПК на 29 октября). Изменившаяся за последний год экономическая ситуация может стать серьёзным барьером на пути к намеченным показателям, ведь самое первое звено – семена – Россия давно потеряла.

Первые зёрнышки

До 1990-х годов страна полностью обеспечивала потребность в семенах своими силами, а потом всё сошло на нет, и сейчас больше 95 % посевного материала – импорт. Отечественные семеноводы остались далеко на задворках, и опыт, накопленный за более чем 80-летнюю историю селекции, оказался не востребован. Занять освободившиеся ниши поспешили иностранные компании, завязав тесные узы выгодного сотрудничества со свекловодами от Краснодара до Башкирии. В этой географической зоне находятся регионы с наибольшими посевными площадями под сахарную свёклу. В их числе и Белгородская область – шестое место по России с 62 тыс. га.

«По семенам пшеницы у нас полное замещение, ячмень тоже, соя конкурентоспособная, подсолнечник тоже своими сортами засеваем, с этого года оживили селекцию кукурузы, реконструировали Шебекинский кукурузокалибровочный завод, построили завод в Петровке и начинаем разрабатывать пятилетнюю программу по семенам кукурузы. А что касается семян свёклы, у нас самый большой вопрос, – говорит начальник отдела биологизации земледелия департамента АПК Белгородской области Александр Поддубный. – Семена российской селекции присутствуют в структуре посевов, но их доля 10–15 %, всё остальное – импорт».

По его словам, в былые времена в области существовало несколько семеноводческих хозяйств, но они давно канули в Лету. Аграрный университет, Белгородский НИИ сельского хозяйства сахарной свёклой не занимаются. Как говорят сами участники рынка, не приоритет. Регион развивает животноводческий комплекс, а потому площади отдаются преимущественно под кормовые культуры, и селекция идёт именно в этом направлении.

Зависимость же от импорта семян угрожает продовольственной безопасности страны и отражается на кошельке каждого потребителя. За год после девальвации рубля сахар подорожал с 38 рублей (летом 2014 года) до 50–60 рублей нынешней осенью. Семена, покупаемые за валюту, тоже в числе причин ценового скачка.

«Мировой рынок семян поделён между шестью импортными компаниями, которые используют в основном генетически модифицированный материал, требующий ежегодного подкрепления. Эти семена нужно покупать каждый год, то есть мы впадаем в продовольственную зависимость. И если мы не будем развивать отечественное семеноводство, то рискуем в ближайшей перспективе остаться без продукции», – рассказывает советник отдела развития растениеводства департамента аграрной политики Воронежской области Анна Горбачёва.

В 2011 году соседи запустили завод «Бетагран Рамонь», на котором подготавливают семена сахарной свёклы: шлифуют, калибруют, протравливают и дражируют. Аналогичный работает и в Белгородской области. Это совместное российко-бельгийское предприятие «Сесвандерхаве» в Алексеевском районе. Мощность воронежского предприятия – до 400 тыс. посевных единиц в год, белгородского – 350 тыс. посевных единиц. Заводы работают на импортных и на российских семенах.

На пять лет

Корни селекции в прямом и переносном смысле уходят в почву – в Европе она преимущественно с низким содержанием гумуса, а в России свёклу сажают в основном в чернозёмной полосе. Отсюда неустойчивость европейских сортов к патогенной микрофлоре и переносимость её сортами отечественными. Второй момент – переработка. В силу мягких погодных условий европейские свекловоды могут позволить себе выкапывать урожай по мере его переработки на заводах, и вопрос хранения для них не актуален, гораздо важнее сахаристость. В России же совсем иная схема сбора: свёклу надо выкопать до первых заморозков, затем она ещё должна дождаться своего часа для переработки. Момент может наступить через 2–4 недели. За это время пропадает до 3 % сырья, потери ложатся уже на плечи переработчиков, поэтому для российского свекловода так важны свойства сохранности.

«Наши семена очень нужны, но мы опоздали с импортозамещением, это надо было начинать лет пять назад, – считает заместитель директора завода «Краснояружский сахарник» Валерий Нелепа. – Сейчас в одну минуту мы не перейдём на собственные семена. Разработки идут, и есть очень хорошие наши семена, которые и по лёжкости, и по сахаристости не уступают импорту, но эта свёкла любит влагу. В этом году погода засушливая, и можно сказать, что все преимущества русской селекции убила засуха».

Основные силы русской селекции сконцентрированы во Всероссийском НИИ сахарной свёклы и сахара им. А. Л. Мазлумова в Воронежской области, где свёклой занимаются с 1922 года.

«Сейчас институт старается вернуть позиции в селекции, – говорит Анна Горбачёва. – Наши учёные ежегодно закладывают для опытов семена импортной и отечественной селекции для сравнения. У нас есть все предпосылки для того, чтобы обеспечить свеклосахарную отрасль отечественными семенами».

По словам Салиса Каракотова, генерального директора компании «Щёлково Агрохим», которой принадлежит завод «Бетагран Рамонь», всего в России засевают около 900 тыс. га сахарной свёклы. Для этой площади нужно чуть более миллиона посевных единиц, получить их можно из 2,5 тыс. тонн семян при условии, что с гектара полей для размножения будет выходить 2 тонны семян категории F1. В этом году два отечественных производителя, подбадриваемые антисанкционными настроениями, выдали 195 тыс. посевных единиц.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)