Если еще несколько лет назад свекловичный сахар в Украине производился почти весь для внутреннего потребления, то теперь примерно 25% ежегодно поставляется в страны СНГ и даже Азии и Африки. Так, в прошлом маркетинговом году Украина ворвалась в пятерку мировых лидеров по экспорту свекловичного сахара.
За два года Украине удалось вернуть производство сахара до уровня 2 млн тонн.
Поэтому о том, как Украине удалось достичь таких показателей, до каких она еще стремится дотянуться, что для этого должны сделать сахарщики и как это повлияет на конечный продукт рассказала "Українським Новинам" руководитель аналитического отдела ассоциации "Укрцукор" Руслана Бутыло.
Вскоре закончится сезон сахароварения. Какие ожидаемые объемы производства и сколько они составят по отношению к 2016/2017 маркетинговому году?
Сейчас работают еще 9 заводов и уже произведено почти 2 млн тонн сахара, точнее 1,96 млн тонн по состоянию на вчерашний день (ред. - 27 декабря), а всего было выкопано 14,86 тыс. тонн сахарной свеклы. О том, что будет дальше - примерно показатели будут аналогичными к прошлому году - чуть более 2 млн тонн. Сначала мы прогнозировали, что ситуация будет несколько хуже - получим меньше 2 млн тонн. Хотя сейчас показатели по урожайности, сахаристости и по конечному выходу сахара ниже ожидаемых, но увеличение основных площадей сахарной свеклы положительно отразилось на общем вале производства свеклы и, как результат, сахара. Поэтому точно получим 2 млн тонн. При этом внутреннее потребление по разным оценкам составляет от 1,3 млн тонн до 1,5 млн тонн, поэтому у нас есть определенный лаг для экспорта.
Когда все заводы завершат работу?
Думаем, что в конце января завершат все. Есть несколько заводов, имеющих большой запас свеклы, поэтому они будут работать еще достаточно долго от настоящего момента.
Можете назвать тройку лидеров по производству?
По сути, из года в год лидеры не меняются. Так, в тройку входят "Астарта", "Укрпроминвест-Агро" и "Радеховский сахар". Они же и основные экспортеры.
Если с производством дела неплохи, то логистика оставляет желать лучшего. Ассоциация не раз отмечала проблему нехватки железнодорожных вагонов для перевозки сахарной свеклы и сахара. Какие убытки понесли сахарные заводы в связи с этим?
Здесь надо смотреть на проблему с двух сторон. С одной стороны есть прямые убытки, связанные с тем, что нет вагонов, в то время как продукцию нужно отгружать. Поэтому приходится использовать автомобильный транспорт. А поставки автомобилями всегда дороже, чем по железной дороге - потери достигают, как минимум, 1,5-2 млн гривен. Но с другой стороны, заводы договариваются о поставках при заключении контракта, в частности на экспорт, обсуждаются сроки собственно поставки продукции покупателям. И когда компания не имеет видения, когда именно будет доставлен товар, нет четкого понимания, будут ли вагоны, то она может либо вообще отказаться от заключения контракта, либо заложить очень высокие риски. И этот аспект нельзя оценить в денежном исчислении. Учитывая, что ситуация с вагонами повторяется каждый год, и об этом еще очень часто говорят зерновики, надо смотреть на проблему комплексно, поскольку вагонов не хватает всем. Тем более что у зерновиков пока наибольший объем перевозок и, в основном, именно по железной дороге, а украинский сахар достаточно недавно начал массово идти к портам и собственно по территории Украины.
А были ли нарушены внешнеэкономические контракты?
Насколько мне известно, заводы выкручивались, как могли, но условия контрактов выполняли. Информация о срыве поставок, по крайней мере, не поступала. Действительно, проблемы были, к тому же, кроме сахара, перевозили по железной дороге и сахарную свеклу, а если на завод не поступило вовремя сырье, он останавливается, что приводит к многомиллионным потерям. И это также большой риск. Случались ситуации, когда везли свеклу, она была нагружена и вагоны были, но не было тягача, или наоборот - был тягач и не было вагонов.
Как реагирует на такие проблемы "Укрзализныця", выдвигает какие-то предложения?
Они говорят, что работают по максимуму, чтобы обеспечить заводы вагонами. По факту, мы уже имеем прецеденты среди наших сахаропроизводителей, которые работают с частным вагонным парком и уже перевозки осуществляют через них, чтобы иметь какую-то стабильность, ведь завязка на логистике очень велика.
В этом году Вы оценивали инвестиции в сахарную отрасль в $ 1 млрд. На проекты в основном заводы направляли средства?
Прежде всего, это работа с диффузионными установками, центрифугами. Также отдельный сегмент составляют жом-прессы, их заменяли на большом количестве заводов. Направлялись средства и на модернизацию товарного отделения, то есть на все, что касается сушки и фасовки сахара - техника или ремонтировалась, или менялась на совершенно новую. Кроме того, осуществлялась модернизация тепловой схемы на заводах для использования энергии, что приводит к повышению эффективности и снижению себестоимости переработки. То есть, чем меньше будут тратить заводы газа, угля, других источников энергии, тем эффективнее и выгоднее будет производство сахара. Поэтому многие коллеги вложили деньги именно в это направление. Плюс у нас в этом сезоне запустились два завода, стоявшие некоторое время, - это Сумской и Гороховский сахарные заводы, которые также освоили довольно большие инвестиции, особенно в Горохове. В следующем году все наши заводы также планируют большое количество модернизаций, поэтому сумма в 2018 году будет аналогичной - 1 млрд долларов. Несмотря на то, что ситуация на внутреннем и внешнем рынках была не столь благоприятной, как в прошлом году, но любой рынок, как и рынок сахара, циклический - годы дохода и годы убытков чередуются, таким образом можно спрогнозировать, когда будут получены средства, чтобы покрыть расходы на модернизацию.
Модернизация заводов в частности была связана с имплементацией европейских требований по производству сахара в Украине. Как имплементация повлияет на рынок практически?
Модернизация была связана с тем, что на мировом рынке был спрос на сахар первой категории, и производители сахара оценили свои перспективы с этой позиции. Касательно имплементации, то документ предусматривает введение в действие новых норм до 2022 года, основной результат от которых будет в том, что появится понятный для всех стандарт. С точки зрения торговли будет проще объяснить контрагентам, по каким условиям работает украинский производитель, и какой продукт фактически он получает. В дальнейшем эти требования помогут стимулировать наших производителей продолжать модернизацию. Особенно это коснется экспортеров, заинтересованных в поставках экстра белого сахара. Что касается внутреннего рынка, то у нас сейчас продается вторая и третья категория и, по факту, для украинского потребителя мало что изменится. При этом с принятием требований Европейского Союза перед нами, как ассоциацией, и техническим комитетом, который с нами сотрудничает, стоит вопрос о разработке целого ряда нормативных документов, связанных с тем, как фактически воплощать данные нормы, поскольку в них прописаны показатели, как их достигать и как правильно их учитывать. Документы должны готовиться на методиках ICUMSA (ред. - Международной комиссии по унифицированным методам анализа в сахарной отрасли), которые являются общепризнанным во всем мире индикативом в этой области.
Вы прогнозировали объем экспорта сахара по окончании текущего маркетингового года на уровне 500 тыс. тонн, что меньше прошлогоднего показателя на 35%. С чем это связано?
Важным фактором уменьшения экспорта в этом году является цена. Производитель, имея определенное количество сахара, взвешивает все "за" и "против" - продавать на внешний или на внутренний рынок, смотря на цену. В течение довольно долгого периода времени, когда цены в мире снижались из-за положительного баланса (производится больше, чем потребляется), в Украине была цена выше, поэтому производители были более заинтересованы в продажах на внутреннем рынке. Сейчас на мировых биржах цены понемногу начинают расти и рождается интерес именно в экспорте, и производители сахара, выполняющие сейчас контракты, заключенные еще в течение прошлого маркетингового года, сейчас проводят дальнейшие переговоры о заключении следующих соглашений по отгрузке сахара. При этом доля в общем экспорте экстра белого сахара зависит от того, сколько будет контрагентов – есть страны, которые потребляют сахар и второй, и третьей категории, а есть те, что предпочитают только первую категорию. Эта классификация в Украине действует до 2022 года.
Если же смотреть на географию экспорта, то за сентябрь-ноябрь по данным ГФС основными странами-покупателями остались Азербайджан, Шри-Ланка, Швейцария, Туркменистан и Турция. Правда, Шри-Ланка, которая в прошлом году была первой за этот же промежуток времени, оказалась на втором месте, Грузия опустилась еще ниже. Основное направление поставок из Украины приходится на Азербайджан, ведь это одна из стран, которые являются люксовыми, то есть которые приносят наибольшую маржу для продажи сахара. В общем, больше заработать можно торгуя со странами - бывшими членами Советского Союза.
Куда, по-вашему, нам поставлять сахар было бы выгоднее?
Это как всегда Африка, в частности Северная, и Азия. Так, Шри-Ланка может потреблять большие объемы сахара, и, несмотря на то, что возле нее находятся две больших страны-производителя - Индия и Таиланд, мы можем спокойно туда продавать. Также есть страна, потребляющая столько, что за счет нее могут жить другие страны, - это Китай, и касается это не только сахара, но и всех пищевых продуктов. Она интересна для наших сахаропроизводителей не только для продажи сахара, но и для продажи жома, который в качестве корма пользуется большим спросом на внешних рынках. Тем более что наши компании получили право экспорта в Китай.
Эксперт ФАО Андрей Ярмак недавно говорил, что почти весь сахар на мировом рынке является тростниковым, а свекловичный - что-то вроде экзотики, и это нужно обыгрывать нашим производителям. Вы согласны с этим мнением?
Да, мировое разделение сахара на тростниковый-свекловичный получается 80% на 20%. И на этом можно сыграть и сделать определенную кампанию, к тому же для стран, которые потребляют только тростниковый сахар и никогда в жизни не видели свеклы и сахара из него, такой ход может стать фактором выбора - попробовать ли такую продукцию и стать ее потребителем. Если смотреть с точки зрения технологической и химической - это все сахароза, то есть содержание ее в сахаре что тростниковом, что свекловичном одинаково.
Мы говорили о внешних рынках, а какая ситуация на внутренних – какая наблюдается динамика цен по сравнению с годом ранее?
Сейчас цены на внутреннем рынке ниже, чем в прошлом году. Это вызвано тем, что упал мировой рынок по сравнению с 2016 годом и на внутреннем рынке было много сахара. К тому же, всегда во время самого сезона производства цены ниже, поскольку идет большой вал продукции и сахарщикам необходимо получать средства для покрытия расходов на энергоносители, например, закупку газа. Когда закончится сезон, цены на сахар немного поднимутся, ориентировочно на 5-7%. Это касается именно оптово-отпускных цен из завода. Хотя розничные цены, кстати, тоже снижались. Есть определенная отсрочка снижения цен на тот период, пока сахар доедет до ритейла - если это развесной сахар, то неделя-полторы, если цены на фасованный, то там часто сложно оценить, сколько времени пройдет с момента, когда закупленный в мешках из завода сахар будет расфасован в мелкую тару и дойдет до ритейла. Это уже зависит от складских запасов самого ритейла. Мы также видим усиление спроса на сахар, учитывая то, что сети начали закупать сахар в период новогодних праздников.
Какой Ваш ценовой прогноз на следующий год?
Если имеем в виду закупочные цены, то они пойдут немного вверх, но незначительно. Мы очень зависим от мировых цен. Так, на первый взгляд, может показаться, что доля экспорта в нашем производстве не очень большая, поэтому прямой привязки к международным ценам у нас вроде бы нет, но по факту мы имеем одни и те же тенденции - когда мир идет вверх, Украина идет вверх, когда мир идет вниз, Украина идет вниз. А мир зависит в свою очередь от ситуации в основных странах-производителях - Бразилии, Индии. Если в Индии сейчас "что произвели, то и потребили", и она не выходит на международный рынок, то в Бразилии ситуация меняется довольно часто - там основным фактором является распределение использования тростника на производство сахара и производство биоэтанола. А биоэтанол в свою очередь зависит от цены на нефть. Таким образом, есть определенная зависимость между ценами на сахар и ценами на нефть. Поэтому прогнозируем, что в Украине цены увеличатся где-то на 5-10% до весны, и мир, по разным оценкам, тоже пойдет вверх, но несущественно.
В Украине в этом году появилось два новых биоэнергетических комплекса. Сколько всего отечественных заводов следуют тенденции внедрения энергосберегающих технологий?
Есть две группы заводов - те, которые благодаря таким технологиям уменьшают расход топлива, это практически все, и те заводы, которые строят биоэнергетические комплексы. Сейчас в Украине есть биогазовая установка на базе "Глобинского сахарного завода", а на базе "Узинского сахарного завода" производят химическую добавку к топливу. Также у "Гнидавского сахарного завода" имеется биоэтанольных комплекс, при этом еще они планируют построить биогазовый комплекс. Запустился также один при "Теофипольском сахарном заводе". Примерно у половины сахаропроизводителей есть планы по строительству такого рода комплексов на базе своих сахарных заводов. И это является тем вектором, по направлению которого нужно двигаться всем сахарщикам, поскольку это диверсификация собственного ассортимента и возможность получения доходов, перекрытия собственных расходов. В Европе это направление давно развивается, поэтому для Украины есть хороший пример, которому можно следовать.
Кто из производителей планируют уже в следующем году строить такие комплексы?
Сейчас нам известно, что "Галс Агро" получили кредит на строительство. Это уже точно подтвержденная информация. Многие компании ищут сейчас возможности для финансирования проектов, поскольку это многомиллионные вклады. Если это крупная компания, она может позволить себе выделить деньги из собственного бюджета, если это небольшой сахарный завод, то ему необходимо либо искать кредиторов, либо заручиться поддержкой международных организаций.
КОММЕНТАРИИ