Татарстан: Кто травит рыбу в Зае загадочной слизью?

Рыболовы Закамья бьют тревогу: в воде регулярно появляется некая субстанция, которая душит рыбу, пишет «БИЗНЕС Online».

Сегодня экологи дали ответ на жалобу нижнекамских рыбаков о появлении в реке Зай загадочной слизи, в результате появления которой гибнет рыба. По мнению рыбаков, слизь в воде — это жом, побочный продукт, который образуется в процессе производства свекловичного сахара на заинском заводе. Однако экологи утверждают, что завод таких выбросов не делает, и сомневаются в объективности рыболовов.

«ОЩУЩАЕТСЯ, ЧТО ЗАВОД ТРАВИТ ХОРОШО ЭТУ РЫБУ»

«Я не плохо отловилась на Заю. Но если вы заметили, рыбаки, сахарный завод опять скинул в Зай свои отходы — жом. Липнет к леске. Надо всем звонить в экологию и телевидение, в администрацию», — такую жалобу разместила в соцсетях жительница Нижнекамска Зухра Ямилова-Саетова (здесь и далее стилистика и орфография сообщений сохранены — прим. ред.). Женщина передала слова своей подруги, которая два дня подряд замечала слизь в воде.

По мнению автора поста, минэкологии ловит не тех нарушителей, которых следует. «Не крючки считать надо им и машины на берегу, а тех, от кого зависит массовая гибель рыбы. Ведь с каждым годом ее все меньше становится. Сейчас у современных машин бензин не течет, от них я вреда никакого не вижу. Главное, чтоб не сорили бы. Экологи не там работают! Совсем не там», — считает автор жалобы.

Сама Зухра, муж которой является рыбаком со стажем, рассказывает, что на слизь в воде рыбаки жалуются постоянно. «И в прошлые годы бывало. У меня муж постоянно рыбачит, я уж с ним. Он говорит, что жом убивает рыбу. Он прилипает к жабрам — и рыба не может дышать. Муж постоянно говорит: „Заинск сбрасывает, и рыба погибает», — рассказывает женщина.

Ее поддерживают другие рыбаки Нижнекамска. Ленар Гизатуллин также заметил слизь в воде. «Вчера днем находился на рыбалке, на реке Зай в Нижнекамском районе на леску налипает слизь, опять получается сахарный завод г. Заинск сброс жома сделал! Убедительная просьба разобраться в ситуации, уведомить меня о результатах! Заранее благодарен!» — такого содержания жалобу нижнекамец отправил в минэкологии. В ведомстве мужчине ответили стандартно — жалобу рассмотрят в течение 30 дней. Впрочем, рыбаки в комментариях под ней замечают, что жаловаться поздно. После обеда течением все смыло, вода пошла чистая. 

Также в комментариях отметили, что еще до публикации жалобы по берегам можно было видеть дохлую рыбу. «Вчера я заметил, что по берегу валялась мертвая рыба», — написал Сергей Петров. По словам рыбаков, слизь в реке замечают нередко. «Сбросы бывают каждый год. Когда выбрасывают, пока лед стоит на Зае, это малозаметно, а бывает — и когда лед сойдет. Скидывают жом — это такие хлопья. Жомом она задыхается. Эта слизь очень явно прилипает к леске, как сопли. Сразу заметно», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» рыбак Дмитрий Пузанков. Припомнил мужчина и случай массовой гибели рыбы.

«Самый крупный мор рыбы происходил, по-моему, где-то в 2004–2005 годах. Тогда вся рыба практически погибла. В устье, где соединяется Зай со старой Камой, был затор даже из-за этой рыбы, она никуда не уходила. Люди, можно сказать, набивали полные багажники, для скотины рыбу брали. С того года в Зае рыбы гораздо меньше. Да и каждый год все меньше и меньше. Ощущается, что завод травит хорошо эту рыбу. По крайней мере, раньше в устье Зая попадался налим. Последние 5–6 лет его вообще там не видно», — отмечает рыбак.

Не все рыбаки согласны с тем, что виновник массовой гибели рыбы — сахарный завод. Некоторые напомнили, что жом — это еще и удобрение, которое предприятие гранулирует и продает. «Жом никак не мог попасть в воду, может, и были сбросы чего-то „слизистого“, но это 100 процентов не жом. Просто смешно: люди утверждают, что жом, не зная принципа работы сахарного завода!» — комментирует сообщение о сбросах Равиль Латыпов.

Впрочем, заинскому заводу не привыкать. В последнем массовом море рыбы в 2012 году также обвинили сахарный завод. Жители села Старый Токмак тогда рассказывали местным СМИ о том, что вода позеленела и берега наводнились дохлой рыбой. Причем, отмечали они, такие явления происходят каждую осень с началом сбора свеклы.

В 2016 году на сахарном заводе провели оптимизацию технологического процесса. На это ушло 22 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

38 МЛН РУБЛЕЙ НА ОЧИСТНЫЕ

В закамском ТУ минэкологии РТ руководитель управления Алексей Лобанов рассказал, что серьезные жалобы на деятельность завода были несколько лет назад. «А сейчас они построили очистные, практически не сбрасывают», — отметил он. Такие же факты привели в пресс-службе холдинга «Агросила», куда входит заинский завод. «В рамках выбранной экологической стратегии завод „заинский сахар“ не осуществляет сбросов в окружающую среду, прекратив подобные производственные процессы еще в 2016 году. Это стало возможным благодаря проведенной реконструкции системы оборотной воды и строительства пруда-охладителя на площадке завода», — пояснили в холдинге. Также в компании настаивают, что выбросы с предприятия невозможны, так как переработка сахарной свеклы прекратилась еще 28 февраля 2018 года.

В 2016 году на заводе провели оптимизацию технологического процесса. На это ушло 22 млн рублей. На заводе уменьшили температуру воды, которая остается после производства, а также объем этой воды. «Пруд-охладитель объемом 15 тысяч кубических метров, установка которого в 2016 году была оценена в 15 миллионов рублей, сегодня позволяет обеспечивать необходимые запасы холодной воды. Кроме того, вода более длительное время находится вне производства, а значит, еще больше охлаждается. Одним из пунктов экологического проекта стало строительство сборника условно чистой воды, который позволяет избегать попадания в реку остаточной воды», — пояснили на заводе.

Что касается взаимоотношений с экологами, на которые и жалуются рыбаки, то здесь нашли компромисс. Завод и минэкологии РТ несколько лет назад заключили мировое соглашение после того, как министерство предъявило заводу иск на 20 млн рублей за сбор сточных вод в реку. По соглашению предприятие собиралось направить 20 млн рублей на процессы, описанные выше. «На полноценную экологическую кампанию, которая повысила как технологичность процессов внутри предприятия, так и сохранность окружающей среды, была направлена гораздо бóльшая сумма — 38 миллионов рублей. По окончании министерству экологии РТ был предоставлен отчет по итогам всех проведенных работ», — отчитались на заводе.

заинский сахарный завод сейчас занимает 51% рынка России, входит в пятерку крупнейших производителей сахара. Мощность переработки на предприятии достигает 8 тыс. т сахарной свеклы в сутки, показатель выработки — 1,2 тыс. тонн. В 2017 году на заводе переработали 1,4 млн т сахарной свеклы, что на 500 тыс. т больше, чем годом ранее. Завод получил более 200 тыс. т сахарного песка, 48,5 тыс. т патоки-мелассы и более 60 тыс. т жома. В начале года «Агросила» сообщила, что холдинг открывает экспортные поставки сахара и жома в Марокко, Германию, Норвегию и страны Средней Азии. В этом году планируется отправить за рубеж 12 тыс. т сахара и 25 тыс. т жома. Развитие сахарного направления в целом остается для холдинга одним из приоритетных. За последние два года в него было инвестировано около 1 млрд рублей, а до 2021 года планируется освоение еще 2,2 млрд рублей.

В закамском управлении минэкологии РТ «БИЗНЕС Online» сообщили результаты анализов проб воды, которые забрала передвижная лаборатория на местах, указанных рыбаками. Как оказалось, серьезных превышений вредных веществ воде не нашли. «Обнаружили ряд превышений по химическому составу, но это никак не связано с сахарным заводом. Это сезонное явление, мы наблюдаем его ежегодно. Марганец, железо. Это время таяния снега, данные вещества берутся откуда угодно, что только не впадает в речки. Насколько мне доложили сотрудники, которые выезжали, берег они прошли, дохлой рыбы не видели», — прокомментировал ситуацию Лобанов. По его словам, экологи проехали все русло, осмотрели берег. «Говорили, что в воде были хлопья, похожие на жом, мы сделали заборы в точках, которые указали рыбаки, спустились к устью реки Зай. Мы посмотрели, но там уже в принципе ничего не нашли. Возможно, где-то кто-то что-то, но это не завод. Факторов, влияющих на гибель рыбы, не зафиксировано», — уверил начальник управления. 

Однако в территориальном управлении минэкогии РТ сомневаются в объективности рыбаков. «Да, рыбакам, может быть, рыбачить неудобно, мы их периодически наказываем, когда они в водоохранную зону заезжают на транспорте, они возмущаются сильно. Возможно, какая-то связь есть. Но я еще раз повторю: дохлую рыбу мои сотрудники не видели», — добавил Лобанов.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)