Капля против сладкого моря

Капля против сладкого моря - статья «Сельской газеты» (входит в холдинг, принадлежащий администрации президента Беларуси).

Странные заявления российских ВИП-менеджеров не выдерживают ни малейшей критики, но чреваты новыми обострениями во взаимной торговле

Исходя из заявления российского министра Ткачева, наш сахар обваливает российский рынок. Так ли это?

Начнем с того, что серию очень экстравагантных заявлений для СМИ сделал на днях министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. О том, насколько они обоснованы, с вашего позволения чуть позже, но отмечу: чреваты новыми обострениями во взаимной торговле. Сначала в эфире телеканала Россия 24 министр обвинил Беларусь и Казахстан в недобросовестной игре на сахарном рынке. А затем уже прямым текстом заявил РИА «Новости» и газете «Ведомости», что «политика партнеров, которые сбрасывают сахар из третьих стран, оказывает серьезное давление на внутренние цены».Отсюда и возникли слухи о том, кому на российском рынке мешает наш сахар...

Корень проблемы здесь – стоимость. Что поделаешь, наш сахар дешевле, да и качество получше —  сказывается модернизация отечественных заводов. Конечно, тяжело тягаться с Россией. Производство весьма энергоемкое, а цены на энергоносители значительно разнятся. Тем не менее у нас затраты условного топлива в два раза ниже. Исходя из этого во многом и формируется цена. Да, тамошний рынок для нас основной и весьма прибыльный, миллионы зарабатывают на белорусском сахаре и российские оптовики. Но может ли наш продукт, к примеру, обрушить его?

Вот какую раскладку  дал «СГ» первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов. Российский рынок держат 6—8 мощных компаний, а заводы в состоянии производить 6 и более миллионов тонн сахара. Ежегодное потребление в РФ — 5,5 миллиона. И что, наши 300 тысяч тонн, этакая  капля в громадном сладком море, можно рассматривать как дестабилизирующий, скажем так, фактор? 

Капля каплей, но Россия грудью встала на защиту своего производителя. Тем более в прошлом году там выращен небывалый урожай свеклы. Мощности полностью загрузили, в итоге —  переизбыток сахара. До 700 тысяч тонн его лежит сегодня на складах ценным, но невостребованным грузом. Естественно, внакладе предприятия. Цены на продукт упали почти вдвое: с 44 до 26 рублей за килограмм. А крайних найти всегда можно.

Теперь что касается экспорта из третьих стран на российский рынок. Видно, подзабыл главный аграрный топ-менеджер, что Беларуси, как, впрочем, и России, нужно платить пошлину на сахар, изготовленный из импортного сырца и следующий в любое государство ЕАЭС. В то же время для Армении, Казахстана и Кыргызстана — нулевая ставка. А пошлина немаленькая – более двухсот долларов за тонну.

Сегодня в Евразийском союзе единая таможенно-тарифная политика, и мы не отходим от нее ни на йоту, уверяет исполнительный директор Ассоциации «Белсахар» Федор Старостенко. А такие поставки для республики явно убыточные. Поэтому в Россию идет исключительно натуральный и качественный продукт  из сахарной свеклы.

Да, Беларусь закупает сырец в Бразилии, Таиланде, некоторых других странах. В первую очередь он нужен для дозагрузки отечественных перерабатывающих предприятий. На собственном сырье они могут работать пять-шесть месяцев. Но с ростом урожайности корнеплодов импорт постепенно снижается. Сам продукт из сырца вывозится за пределы ЕАЭС. Все прозрачно и открыто, о каком демпинге можно говорить?

Как видим, слухи не имеют под собой ни малейшего основания. Тем не менее российскому Минсельхозу неймется. С помощью Минэкономразвития решено обратиться в Евразийскую экономическую комиссию и поднять там вопрос о запрете импорта сырца для Беларуси и Казахстана. Понятно, предлагают закупать для переработки российский свекловичный продукт. Другая инициатива еще похлеще: изъять белый сахар из режима свободной торговли. Мол, конкуренция станет более цивилизованной. Вряд ли такие «новации» поддержит ЕЭК. Если мы начнем отступать от договоренностей, тогда несладко придется всем.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)