САХАР – брендовый товар Беларуси. За право торговать им на внешнем рынке зачастую приходится конкурировать. Сейчас производство из свеклы урожая 2017 года завершено. Об экспорте, сырье в межсезонье, складских запасах сладкого продукта — в беседе корреспондента «СГ» с исполнительным директором Ассоциации сахаропроизводителей «Белсахар» Федором Старостенко.
— Федор Федорович, в декабре МАРТ установил предельные минимальные цены на Сахар белый кристаллический. С чем, на ваш взгляд, связано такое ограничение?
— В России выращен и переработан большой урожай свеклы, превышающий внутренние потребности. Вот производители и пытаются продать его излишки на внутреннем и внешнем рынках по более низким ценам. Поэтому МАРТ установил ценовую планку, ниже которой опускаться нельзя.
Согласитесь, не совсем справедливо, когда наш производитель на своем рынке остается в тени. Тем более что хранить продукцию нам есть где, и она высокого качества. Складские мощности — 360 тысяч тонн. Раньше, когда помещения приходилось арендовать, возникали проблемы, сегодня их нет.
За 2016—2017 маркетинговый год Россия поставила нам около 63 тысяч тонн своего сахара. Это пятая часть нашего внутреннего рынка.
— Почему мы, члены одного интеграционного образования, не всегда оказываемся в равных условиях?
— Недобросовестная конкуренция в торговых сетях. У российских сахарных заводов ряд преимуществ, ниже стоимость сахарной свеклы и энергоносителей. В итоге себестоимость продукта ниже, чем у нас.
Кстати, цены на него в России регулирует рынок. Беларусь с ее объемами продаж не тот игрок, который способен повлиять на ценообразование. Да и как можно это сделать, когда наши объемы поставок чуть более 200 тысяч тонн в год, а потребление его в России — 5,8 миллиона тонн.
В том числе и поэтому нам крайне важна диверсификация экспорта. Только в прошлом году поставили сахар в 16 стран мира – Украину, Казахстан, Таджикистан, Молдову, Азербайджан, Кыргызстан, страны дальнего зарубежья. У потребителя качество нашей продукции не вызывает сомнения.
Причем на одном белом сахаре наши заводы не останавливаются. Выпускают конфитюры, соки, варенье, повидло. Оно помогает обеспечить занятость людей в межсезонье.
— Сказывается ли модернизация производства на себестоимости продукции и каким образом?
— Основа более выгодного производства — это и есть вложения в модернизацию. Только за 2017 год предприятия освоили 79,3 миллиона рублей инвестиций. Установили техоборудование, по экономичности аналогичное европейскому. В результате среднесуточная производительность составила 37,5 тысячи тонн переработки сахарной свеклы. А в предыдущем сезоне – 35 тысяч тонн.
Заметно сократились сроки переработки сырья. В прошлом году на это потребовалось 125 дней, а ведь еще несколько лет назад было не меньше 140. А низкие темпы уборки и переработки — это ощутимое ухудшение качества корнеплодов. При тех же затратах уменьшается выход сахара. А значит, снижается рентабельность производства.
Свеклу очень хорошо научились выращивать 389 сельхозпредприятий Минской, Гродненской, Брестской и Могилевской областей. Однако нужно еще должным образом выстроить логистику, более четко определять сырьевые зоны. В идеале, свекольные плантации должны располагаться в 50—100 километрах от переработки.
— В прошлом году валовой сбор свеклы на 115 процентов больше, чем в позапрошлом, — 4927 тысяч тонн корнеплодов. Их уже переработали, что дальше?
— Простоев не будет. Еще в 2017-м дополнительно мощности в межсезонье загружали покупным сырьем, сахаром-сырцом тростниковым из Бразилии, Кубы. Его дорабатывали и продавали. Все это были валютные затраты, которые еще предстояло отбить. Да и Россия высказала претензии, что мы поставляем на ее рынок сахар из сырца и не платим пошлины, хотя фактически весь он вывозился за пределы пространства стран ЕАЭС.
В 2018 году белорусские сахарные организации впервые не будут импортировать сахар-сырец тростниковый для переработки. Ведь если три года назад из собственного свекловичного сырья произвели 488,7 тысячи тонн сахара, то в 2017-м — 592,7 тысячи тонн. С учетом переработки всего полученного отечественного сырья в 2017—2018 маркетинговом году будет выработано более 650 тысяч тонн сахара белого. Зачем зря тратить валюту, если в собственные предприятия вложены инвестиции, и они должны работать дальше на отчественном сырье?
— Федор Федорович, как вы считаете, спрос на сахар на внутреннем рынке будет расти?
— Это сезонный продукт. Не поверите, но спрос зависит даже от урожая фруктов и ягод, из которых варят варенье. В 2016-м на потребительском рынке реализовали 141 тысячу тонн сахара. В лучшие годы покупали 205 тысяч тонн. А вот поставки на промпереработку зависят от спроса на кондитерку. Основной объем здесь за «Коммунаркой», «Спартаком», «Красным пищевиком».
КОММЕНТАРИИ