Россия: Передайте, пожалуйста, сахар

Материал портала «Гудок», автор: Надежда Проскура.

ФГБУ «Центр Агроаналитики», входящее в состав Министерства сельского хозяйства России, на прошлой неделе опубликовало данные по экспортным поставкам сахара. По данным аналитического центра, апрель 2020 года стал рекордным для промышленников – отгружено 901,2 тыс. тонн сахара. Участники рынка связывают такие темпы роста с развитием новых логистических сервисов, в частности железнодорожных.

Как отмечается в обзоре отраслевого центра, основными рынками сбыта российского сахара являются Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, а также Украина и Беларусь.

«Всего в сезоне-2019/20 из России в Казахстан экспортировано 156,6 тыс. тонн белого сахара. На третьей неделе апреля значительно увеличились поставки белого сахара в Азербайджан (+1,88 тыс. тонн), Узбекистан (+1,69 тыс. тонн) и Таджикистан (+1,49 тыс. тонн), что способствовало росту общего объёма экспортируемой продукции до 25,7 тыс. тонн (+40,5% за неделю). Наибольшие объёмы сахара-сырца поставлялись в Узбекистан (92,3 тыс. тонн) и Казахстан (20,9 тыс. тонн), на долю которых пришлось 113,2 тыс. тонн, или 91,4% экспортированной продукции. Сахар-сырец вывозился в четыре страны: в Узбекистан, Грузию, Южную Осетию и на Украину», – отмечается в обзоре центра.

Как рассказал «Гудку» директор сахарного трейдера ООО «Импульс» Рамиль Валитов, рост объёмов экспорта в первую очередь связан с хорошим прошлогодним урожаем свёклы (479,6 тыс. тонн). Также сейчас российские промышленники поставляют продукцию прошлых годов, которой на складах накопилось довольно много.

По словам заместителя генерального директора группы «Продимекс» Вадима Ерыженского, большая часть экспортных поставок отправляется железнодорожным транспортом, хотя иногда поставщики прибегают и к морским перевозкам.

«По мере появления новых покупателей будут расти и объёмы отгрузок. Но нужно помнить, что хотя сейчас ценовой баланс складывается в пользу экспорта, если упадут мировые цены или по какой-то причине поднимутся внутренние, то ситуация может очень быстро измениться. В этом случае вывоз замедлится, потому что товар «течёт» туда, где выгоднее, и никакими лозунгами о том, что нужно реализовывать экспортный потенциал, никого не убедишь. Экспорт в контейнерах – больная тема. Они действительно удобны в силу своей технологичности и того, что от внешнего воздействия товар защищён лучше, чем в обычных вагонах или судах. Но в России практически отсутствует инфраструктура для этого вида транспортировки, в первую очередь в портах. Трудно найти в большом количестве и сами контейнеры, которые сейчас или где-то стоят без дела, или используются под другие товары. Но мы не можем сами строить эту инфраструктуру», – считает Вадим Ерыженский.

Как рассказал «Гудку» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов, по итогам марта и апреля текущего года ожидается рекорд экспорта за месяц.

«Экспорт сахара из РФ стремительно вырос с 10,6 тыс. тонн в январе 2019 года до 152 тыс. тонн в декабре 2020-го. В марте и апреле 2020 года может быть обновлён рекорд месячного экспорта, но пока нет окончательных данных. Например, в марте отгружено почти 150 тыс. тонн сахара (в марте 2019-го 13 тыс. тонн. – Ред.). Россия вернулась практически на все свои традиционные рынки. Автомобильный и железнодорожный транспорт отгружает продукцию в постсоветские страны, а также Афганистан, Монголию, Китай и Сербию. Ослабление рубля с конца февраля стимулирует экспорт из РФ на все рынки. Одним из ключевых факторов можно также назвать открытие новых рынков и схем логистики. С ноября 2019-го начались поставки свекловичного сахара-сырца хопперами по железной дороге в Узбекистан (за 5,5 месяца погружено 89 тыс. тонн), с февраля 2020-го – железнодорожные поставки сахара через Азербайджан в Иран (202 тонны)», – утверждает аналитик.

По мнению управляющего партнёра Agro and Food communications Ильи Березнюка, если такие темпы вывоза сохранятся, то в течение 1,5 года сахарная отрасль смогла бы полностью избавиться от всех излишков, накопленных за предыдущие три сверхурожайных года.

«Тем не менее темпы роста вывоза отечественного сахара, скорее всего, начнут снижаться по ряду объективных факторов, в том числе из-за падения цены на сахар на ведущих мировых биржах на текущий момент. Необходимо учитывать, что статистика экспорта последних лет показывает, что весь объём излишков с внутреннего рынка никогда не вывозится», – рассказал он «Гудку».

По данным Ильи Березнюка, внутренние цены на сахар из-за перепроизводства в России в 2019–2020 годах падали, а в ноябре прошлого года и вовсе достигли своего дна, снизившись на 23% по отношению к показателям августа. В то же время мировые цены на сахар-сырец и белый сахар с августа по декабрь прошлого года выросли до $300 и $360 за тонну.

«В результате российский сахар стал более конкурентоспособным для стран-импортёров. При этом вывоз сахара в контейнерах, как наиболее удобный способ транспортировки, стал более доступен экспортёрам с точки зрения себестоимости перевозок, что также стимулировало отгрузки», – отметил Илья Березнюк.

Тем не менее, по мнению экспертов рынка, у железнодорожной отрасли в части перевозок сахара пока есть некоторые проблемы, которые планируется в перспективе решить. Как утверждает Евгений Иванов, перевозки сахара с 2019–2020 годов стали возвращаться на железную дорогу, в основном за счёт экспорта.

«Для укрепления данной тенденции отраслевым игрокам и логистике важно активнее продвигать именно вагоны, а железнодорожным операторам и ОАО «РЖД» в целом становиться гибче и удобнее. Иначе автоперевозчики останутся доминирующими и далее. В целом всей системе железнодорожного транспорта, а также смежникам, например в портах, желательно становиться гибче и оперативнее. Имеется потенциал кратного роста объёмов железнодорожных перевозок. Чем больше везде будет конкуренции и инвестиций, тем быстрее вся логистическая отрасль повернётся лицом к клиенту уже в мировом масштабе. По нашей оценке, в первую очередь необходимо всесторонне развивать контейнерные перевозки, а также речные для массовых дешёвых грузов», – утверждает эксперт.

На вопросы «Гудка» о дальнейших перспективах отрасли в Союзе сахаропроизводителей России не ответили.

Комментарии

Чо, чо там не так с новыми логистическими сервисами, особливо с железнодорожными? Что за чудо дивное? Ну с рынками сбыта все ясно, можно спокойно пропускать ) Ах ты ж, опять про испоганенный сахар под названием "свекловичный сырец" вспомнили! Рамиль молодец. Рамиль объяснил Гудку почему "экспорт" появился ) В 2018 то был хреновый урожай, поэтому то и "экспорта" не было.. Вот так. Ерыженского пропустим, там традиционного полуочевидные высказывания )) И только ленивый не задвигает Гудку свою теорию шквального "экспорта" в постсоветские республики)) А Женек молодец, он не линивый и присел таки на ухи журналюге из Гудка )) Ильи Березнюка вообще достиг вершин в своем оптимизме) Фантазирует о временах, когда все залежи будут свалены "братским" народам (пусть там грызут леденцы), и МОЖЕТ.. боюсь даже предположить, настанет время долгожданного дефицита сахара в РФ ))) Однако с инфой по ценам сырца и сахара на мировом рынке передернул, ну благо Гудок далек от сахара и все что с ним связано, поэтому трындеть можно все что не попадя )) Под занавес Иванов что то промычал про железку и объемы перевозки сахара.. Не очень понятно к чему, но хрен с ним.. Ну и посоветовал пострить МПС побольше подъездных путей в стране, дабы отобрать у автоперевозчиков их кусок хлеба. Подозреваю, что экшперт был пацаном, когда базы и подъездные пути ликвидировались массово в 90-х и начале 00-х ))) Короче статья ни о чем) Гудок ВПЕРЕД!!!

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)