Белоруссия: Минск продолжает регулировать цены в ручном режиме

Февраль для белорусских предпринимателей начался с очередного уточнения спектра товаров, цены на которые находятся под госконтролем. Осенью прошлого года Александр Лукашенко запретил повышать цены. Начались суды над нарушителями. Но ограничения ослабевают. Эксперты констатируют, что законы экономики невозможно отменить даже самыми жесткими методами. Тем не менее Лукашенко планирует использовать их и впредь, однако стараясь не провоцировать на выступления ни одну из групп населения, пишет НГ.

Знаменитое постановление № 713 по регулированию цен получило на днях новую трактовку. Изданный прошлой осенью документ стал воплощением грозного требования Александра Лукашенко немедленно заморозить цены и таким образом железной рукой обуздать инфляцию.

В результате введения ограничений начались проверки торговых сетей, а за ними последовали громкие процессы над предпринимателями, посмевшими повысить цены где-то на сыр, где-то на колбасу, получив «колоссальную прибыль» в размере нескольких рублей. Тем не менее постепенно (причем довольно быстро) ограничения стали снимать. В суровое постановление уже несколько раз вносились изменения и дополнения. Накануне был опубликован новый вариант. Список товарных позиций, подлежащих госрегулированию, в нем заметно сократился. В прежней редакции их было 370, теперь – 330. Какие-то товары и их группы исключили из перечня, а другие, напротив, внесли.

Решены и более глобальные вопросы. Так, например, продавцам наконец разрешено включать в цену товара расходы на его доставку. Кроме того, разъяснено, как именно можно учитывать курс валют при установлении отпускных цен на импортные товары.

Все эти уточнения, конечно, характеризуют чистый волюнтаризм и спонтанность изначально принятых решений. Тем не менее шок, который испытала осенью торговля, когда в магазинах спешно снижали торговые надбавки и меняли ценники, действительно привел к остановке роста цен, и даже некоторое время наблюдалась дефляция. Однако начиная с декабря рост цен продолжился.

Экономист Лев Марголин так прокомментировал ситуацию на интернет-портале «Салидарнасць»: «Законы экономики существуют, их нельзя отменить по указу, они такие же, как законы физики, и обойти их невозможно. Нельзя не повышать цены в ситуации, когда продолжается инфляция, когда началось падение белорусского рубля. Тут только два варианта: либо будут исчезать товары, либо цены будут расти».  При этом эксперт признает, что если бы постановление № 713 не появилось вообще, рост недовольства был бы возможен.

«Наверное, цены бы росли быстрее. При такой нестабильной экономической ситуации, когда белорусский рубль то вырос, то упал, то долго стоял на месте и т.д., производители и торговля стараются закладывать в цену возможные риски. И когда ввели ограничения, в первую очередь из цены пришлось убрать это страхование рисков. Но это нарушение естественного порядка ведения бизнеса. Оно отразится на ассортименте, какие-то товары исчезнут, придется тратить время на разработку новых видов продукции, новых видов упаковки. Это куча дополнительной работы».

Но, разумеется, не это волнует Александра Лукашенко. То вводя ограничения, то их ослабляя, он пытается в ручном режиме поддерживать стабильность в белорусском обществе. И призывает чиновников, даже усиливая давление на предпринимателей, ни в коем случае не упускать из виду главного. Так, на днях, объясняя силовикам, как именно реализовывать решение о повышении налогов для индивидуальных предпринимателей, президент сделал очень четкие акценты. Он заявил: «Мы приняли решение, что ИП должны подняться на уровень выше и, как все физические или юридические лица, платить налог». Мотив этих действий президент пояснил так: «Некоторые ИП (мы на них посмотрели) стали буржуями гораздо большими, чем те, кто сегодня фабрики-заводы тянет».

Однако даже «буржуев», которые так несимпатичны Лукашенко, ни в коем случае нельзя провоцировать. «Надо по-цивилизованному, по-человечески с ними обойтись. Надо им просто разъяснить, каким путем мы будем двигать их к цивилизованной торговле или производству. Надо с ними разговаривать. Нельзя так, чтобы... придет какое-то время и они, очумевшие, не разобравшись, опять выскочат на улицу, и мы с ними будем бороться. Надо упреждать такие вещи», – подчеркнул президент. 

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)