После сахарного ажиотажа антимонопольная служба завела дела на производителей, дистрибьютеров и ритейлеров. Россия стабильно покрывает внутреннее потребление сахара, даже остается на экспорт. Как же получилось, что в марте буквально сражались за рядовой товар? И почему после "стабилизации" ситуации цены не опустились?
В январе 2020 года килограмм сахара в магазине в среднем стоил 30,5 рублей. Рынок был перенасыщен, хватало всем. В итоге свеклы посадили меньше. К ноябрю цена на сахар поднялась до 52,4 рублей (+72%). За год - с ноября 2020 по ноября 2021 сахар подорожал еще на 2,2 рубля. В 2021 году было собрано на 22% сахарной свеклы больше, чем годом ранее - свыше 40 млн тонн, ничто не предвещало беды, и, согласно плану, цены должны были начать снижаться, пишут Новые Известия.
Но в этом году после 24 февраля цены на сахар взлетели в 2-2,5 раза. Что же произошло?
Россия полностью покрывает внутреннее потребление сахара - на самообеспечение идет около 5,8 млн тонн сахара в год, производится около 6 млн тонн.
При этом Россия активно экспортирует и импортирует сахар. Российским производителям выгодно экспортировать сахар, потому что на международном рынке они заработают больше, чем если бы продавали его внутри страны. Производителям из других стран тоже выгодно поставлять сахар в Россию, потому как на российском рынке они получат за него больше, чем на внутреннем рынке своих стран.
Основной поставщик сахара в Россию - Беларусь. На Беларусь приходится 96% импорта в 2020 году: из 166 тыс.тонн импортированного сахара 159 тыс.тонн были белорусскими.
Экспорт в основном идет в сторону восточных соседей: Казахстан, Азербайджан, Таджикистан. Ввозимый в РФ сахар является скорее дополнением, чем восполнением дефицита, говорит руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова.
В настоящее время с целью создания запасов сахара внутри страны введен временный запрет на экспорт сахара до конца августа 2022 года.
Власти заверяют, что нехватка и одновременно подорожание сахара было вызвано:
1. логистическими затратами (но бензин не особо подорожал),
2. ростом цен на упаковку (но отечественный полиэтилен по-прежнему стоит копейки),
3. повышенным спросом,
4. тем, что сахар - биржевой продукт.
С середины марта Федеральная антимонопольная служба начала проверять всех, кто связан с сахаром - от заводов до дистрибьютеров и торговых сетей. На всех завели дела.
«Павловский сахарный завод» и «Сахарный комбинат Тихорецкий» были уличены в сговоре с целью повышения оптово-отпускных цен на сахар до 68,30 рубля за 1 килограмм (при сохранившейся себестоимости в 28,66 руб).
Дело заведено и против крупнейшего в России производителя сахара «Продимекс». По мнению антимонопольной службы, участник рынка намеренно спровоцировал скачок цен на сахар в магазинах путем незаконной координации работы торговых сетей.
Крупнейших дистрибьютеров сахара - «Скайфуд», ТД «Невская бакалея», «Дары полей», «Пангея» и «Сударушка» — тоже проверили из-за роста цен и образовавшегося дефицита.
Выезжали с инспекцией и в торговые розничные сети. Дела завели против "Пятерочки" и "Магнита". На их складах обнаружили много запасов сахара, в то время как полки магазинов пустовали, что подогревало ажиотажный спрос.
"В Воронежской области торговые сети формировали искусственный дефицит продукции в розничных магазинах, подогревая ажиотажный спрос. В Кемеровской области оптовые поставщики сахара синхронно повысили наценку с 9% до 54%. В Краснодарском крае два завода одновременно повысили отпускные цены на сахар более чем на 30%.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки возбуждено дело в отношении крупнейшего производителя сахара - компания координировала торговые сети с целью синхронного переписывания розничных цен на сахар", - подтвердили "НИ" в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы.
Проверки проходят сейчас и в других регионах. За нарушение антимонопольного законодательства возбуждены производства в Архангельской области, Республиках Татарстан и Хакасия. Расследования могут занять несколько месяцев, добавляют в ведомстве.
Ритейлеры информацию ФАС о стимулировании ажиотажа опровергли, заявив, что запасов мало, а введение государством верхней границы наценки не позволяло покрывать даже затраты на транспортировку.
После известных сцен с дерущимися в супермаркетах бабушками максимальные наценки в 5%, поначалу так воодушевленно разрекламированные властью, были отменены. Теперь торговцы могут назначать за свой товар какие угодно цены.
В Х5 Group "НИ" сообщили, что пустые полки в марте возникали не из-за удержания товара на складах, а исключительно из-за повышенного спроса. Сахар разбирали быстрее, чем успевали загружаться и доезжать машины, хотя в рейсы они выходили постоянно на протяжении дня.
"Процесс поставки выглядит следующим образом: торговая сеть либо заключает прямой договор с крупным производителем, и тогда сахар доставляется в необходимых объемах по заранее оговоренному графику, либо сахар еще как наиболее востребованный товар покупается через тендер по принципу "лучшей цены". После покупки сахар привозят фурами вместимостью 20 тонн на распределительный центр - это большой склад компании, который обеспечивает сразу по несколько регионов.
Из распределительного центра сахар направляется в магазины - за одним распределительным центром могут быть закреплены сотни торговых точек, которые необходимо ежедневно пополнять товаром. Логистика устроена таким образом, что в магазины сахар развозится вместе с другими товарами тоже на огромных фурах.
В марте, когда в магазинах наблюдался ажиотажный спрос, сахар не успевал складироваться в распределительных центрах, он сразу направлялся в магазины, и поставки не прекращались в течение всего дня. Но товар очень быстро разбирался, поэтому, действительно, были периоды до приезда следующей машины, когда сахара на полке могло не быть. Частота отгрузки даже при непрерывных рейсах – раз в несколько часов. Дорога с распределительного центра до магазина может занимать от 30 минут до 8 часов в зависимости от удаленности. Кроме того, часто в рейсе едет поставка не для одного супермаркета, а для нескольких, в среднем – для четырех. А кроме дороги время уходит еще на приемку от поставщика, фасовку, выкладку. Но мы заверяем: если покупатель видел, что на полках торговых сетей нет сахара - это означало, что его просто не успели подвезти, товар находился на разгрузке или в пути со склада", - прокомментировал "НИ" ситуацию с сахарным ажиотажем в марте старший менеджер по связям с общественностью Антон Мещеряков.
По данным компании, на 13 апреля спрос на сахар - в пять раз меньше, чем в пиковые значения в марте.
- "НИ": почему антимонопольная служба проводит точечные проверки, если цены на сахар удвоились-утроились у всех продавцов, во всех торговых сетях и магазинах, во всех регионах страны?
- Федеральная антимонопольная служба: Мы работаем, во-первых, по обращениям граждан, во-вторых, можем вмешаться и принять меры только в том случае, когда злоупотребление на рынке допускает предприятие-доминант. Недоминирующие торговцы, по сути, могут устанавливать на свой товар любую цену. У потребителя остается выбор - не нравится цена у одного ИП, он идет к другому ИП. Но если цены одномоментно переписывает ключевой участник рынка, который закрывает поставки, к примеру, в половине магазинов города, выбор покупателя серьезно ограничивается.
Экономист и предприниматель Дмитрий Потапенко встает на сторону торговых сетей, объясняя, почему мартовское отсутствие сахара на полках было техническим сбоем:
- Конечно, ФАСом однозначно будет обнаружен и заговор, и корыстный умысел и всё такое. Это проще, чем реально разобраться, что и по каким причинам произошло с сахаром. В магазинах, тем более в крупных сетях, большая часть товара просто не заказывается вручную, это происходит путем так называемого автозаказа. В обычное время необходимое для продажи количество товара приблизительно одинаковое, и выработанная за десять-двадцать статистика позволяет машине задавать те или иные параметры. Сыпучие товары, к примеру, гречка, мука, сахар вообще уже давно не заказываются вручную, потому как товары эти не маржинальны, они идут в нагрузку - на них не зарабатывает ни магазин, ни поставщик, редко бывают промоакции.
В обычной «Пятёрочке» 5,5 – 7,5 тысяч наименований товаров. Никто не дёргается, если в течение дня что-то исчезает с прилавка. Если товар не маржинальный, исчез и исчез и это могут не отфиксировать и спустя неделю. В марте машина автозаказа работала очень долго, пока сахарная паника не перешла в публичную плоскость - только тогда поставки сахара торговые сети перевели в ручной режим, и вот тогда эти странные люди [ФАС] стали ездить с проверками. Я с самого начала сказал, что произошел исключительно технический сбой. Ну, невозможно в ручном режиме вводить 7,5 тысяч товаров и чтобы при этом не возникало технических сбоев.
Сегодня власти отчитались о стабилизации ситуации с сахаром. Но основная проблема сейчас не в дефиците, в том, что цена на сахар не снижается, хотя ажиотаж спал.
Несмотря на пятикратное ослабление спроса цены вниз почему-то не пошли. Разбег цен на сахар в разных регионах сегодня - от 65 до 120 рублей за килограмм, средняя цена по-прежнему 100 рублей за килограмм.
Крупный бизнес, торговые сети работают с крупными партиями и напрямую с производителями, и если есть, чем давить, они могут выдавить и самую низкую цену. Думаю, у крупного бизнеса сбои с поставками были связаны именно с долгими переговорами по закупкам. Мелкие и средней руки продавцы такой силой оптовой закупки не обладают, производители с ними не работают, только дилеры. В данном случае рост цен вызван жадностью дилеров, которые решили подзаработать, - объясняет Потапенко.
За март 2022 года россияне купили 1-2 млн тонн сахара. До спецоперации, если считать по средней цене в 50 рублей за килограмм, это было бы 50-100 млрд рублей. По новым ценам - это минимум, вдвое дороже. Пока возле тележек в "Пятерочке" не на жизнь, а на смерть бабушки сражались за пакеты с сахаром, в совершенно конкретные карманы успешно шли "незапланированные" десятки миллиардов рублей.
- Ажиотажный спрос на сахар связан с глубинной памятью народа. У нас продукты в принципе всё время дорожают, а старшее поколение все еще помнит талоны на еду. К тому же сахар не является скоропортящимся, а если так почему б не закупиться на всякий пожарный? Другое дело, что этот спонтанный ажиотаж повлек проблему реальную. Запасов сахара полно, не менее 70 заводов по его производству как работали, так и работают. Но торговцам вернуться к старым ценам быстро теперь не так-то просто. Сети уже согласовали какое-то количество крупных партий по новым ценам, заплатили за них, по новым ценам и будут продавать, иначе получится убыток. Что будет с сахаром в следующем году, сказать сложно.
Основная проблема в том, что 75-80% семян у нас импортные, и если семена сахарной свеклы будут стоить дорого и трудно доставаться, фермеры перейдут на культуры, с чьим посевным материалом проблем не будет, - комментирует аналитик группы компаний «Универ Капитал» Андрей Верников.
- В попытках урегулировать сахарный ажиотаж марта 2022 года Минсельхоз упростил порядок получения разрешения на импорт белого сахара. До конца августа 2022 г. в Россию можно ввести до 300 тыс. т сахара и сахара-сырца без уплаты пошлины и по сокращенному перечню документов. Эта мера была принята Правительством, чтобы удовлетворить возросший спрос на сахар внутри страны. Первое судно с 44 тыс. т сахара-сырца в рамках тарифной льготы уже пришло в Россию, и продукция скоро отправится в переработку. Таким образом, нынешнее решение о беспошлинном ввозе 300 тыс. тонн сахара по большому счету сохраняет импорт сахара в стране на таком же уровне, на котором он был последние 5 лет. Дефицит сахара в России представить очень сложно. Чтобы возник недостаток сахара, должны совпасть одновременно несколько факторов: резко и обширно снижаются посевные площади, наступает глобальный неурожай и останавливаются транспортно-логистические пути, - говорит Дарья Акимова.
КОММЕНТАРИИ