Минпромторг изучит возможность изменить закупочные процессы между торговыми сетями и их поставщиками для сдерживания роста цен на продовольственную продукцию. Такая инициатива была озвучена на совещании у замминистра Виктора Евтухова, состоявшемся в среду, 22 сентября, рассказали РБК два участника этого заседания.
По словам собеседников РБК, Евтухов поинтересовался у представителей ретейлеров причиной роста цен и получил ответ, что в ряде случаев поставщики не дают более низких оптовых цен на тендерах. Замминистра выразил удивление, что часть контрактов ретейлеров заключены не напрямую. В ответ на возражение, что не все поставщики готовы работать на таких условиях, Евтухов дал поручение департаменту развития внутренней торговли проработать возможность сделать процедуру заключения прямых договоров между сетями и поставщиками обязательной. Действующая редакция закона о торговле не регулирует формат процедуры закупок для сетей.
В Минпромторге от комментариев отказались.
Как росли цены на продукты
В сентябре Росстат фиксирует повышение стоимости ряда продуктов. В частности, из-за холодов с начала месяца начали дорожать помидоры и огурцы: 14–20 сентября цена 1 кг помидоров выросла к предыдущей неделе на 7,9%, огурцов — на 7%.
Минсельхоз объясняет рост цен на эти категории плодоовощной продукции сезонным фактором и замещением овощей открытого грунта более дорогими томатами и огурцами из парников.
Рост цен Росстат на той же неделе зафиксировал в отдельных областях регионах на куриные яйца — в 13 регионах стоимость этой продукции выросла на 5–15,7%, в среднем по стране рост составил 2,1%.
Торговые сети недавно предупреждали Минпромторг о росте оптовых цен на мясо птицы, спровоцированных высоким спросом на продукцию и выросшими издержками производителей. Оптовая цена филе куриной грудки недавно установила годовой рекорд — 250–260 руб. за 1 кг, а цена тушки бройлера достигла 140–150 руб. за 1 кг.
В Минсельхозе считают, что ситуация с мясом птицы и яиц стабильна и ожидают, что по итогам года показатели производства этой продукции будут сопоставимы с результатами 2020 года.
Зачем торговым сетям тендеры на закупку
Прямые договоры с производителями хороши тем, что в них прописываются объемы, условия и цены поставок, закладывается инфляция, объясняет сотрудник одной из розничной сетей. По его словам, такие контракты дают возможность заблаговременно спланировать как повышение, так и снижение цены, зависящее, например, от сезонных факторов, но они не учитывают внезапные колебания спроса, погодные или другие внешние обстоятельства.
Для продуктов, спрос на который всегда высок и у которых короткий срок хранения, например для овощей, фруктов, мяса, чаще всего практикуются тендерные закупки. На тендерах также, как правило, закупают биржевую продукцию: сахар, растительные масла и др.
Тендеры могут проводиться с различной частотой, например, еженедельно. Гипермаркеты, как правило, делают больше запасов и чаще заключают прямые договоры. Для формата «магазин у дома» большая часть контрактов тендерные, объясняет собеседник РБК. По его мнению, это выгодно для производителей, так как они могут быстро переориентироваться под влиянием внешних факторов: мирового роста цен, погоды, внезапного ажиотажного спроса, изменений в законодательстве и т.п. При этом тендеры дают возможность обеим сторонам регулировать цены и объемы закупки в рамках рыночных отношений.
Как возможность отмены тендеров воспринимает бизнес
В рамках стабилизации цен на базовые продукты производители подсолнечного масла и сахара уже заключали прямые договоры с сетями с фиксированной стоимостью этой продукции. Срок действия ценовых соглашений о стоимости сахара завершился 1 июня 2021 года, а действие договоров по подсолнечному маслу завершится 1 октября.
Как считает представитель одного из ретейлеров, участвовавший в совещании у Евтухова, обязательство заключать прямые договоры может «посеять раздор между производителям и сетями», тогда как в последние годы стороны мирно договаривались. «Минпромторг хочет попытаться фиксировать цены, чтобы они были менее зависимы от волатильности, и раз поставщики добровольно не готовы, выглядела эта инициатива как «давайте мы придумаем механизмы, чтобы они не могли отвертеться», — рассказывает источник РБК.
Другой собеседник РБК также уверен, что в отказе от тендеров не будут заинтересованы производители, в особенности биржевых и зависимых от сезонности товаров, таких как, например, сахар и яйца: «Полный отказ от тендеров может привести к повышению цен, производители могут закладывать вероятное повышение стоимости в оптовые цены».
Для производителей картофеля прямой контракт приоритетнее, чем тендер, возражает руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина. Она перечисляет: в прямом контракте зафиксирована формула гибкой цены отгрузки, ассортиментный перечень, и внятные правила приемки.
Длинный контракт, заключенный весной, в начале сезона, накладывает на стороны обязательства: производитель обязан поставить определенный объем в определенном ассортименте, а торговая сеть должна принять его в определенные сроки по понятным условиям и по формуле цены, которая учитывает элемент постоянности и элемент рынка.
В свою очередь, тендеры, которые устраивают торговые сети, не совсем понятны и прозрачны, а для победившей в нем компании есть риски, примут весь товар или нет: «если сеть заказала слишком много, то запросто могут отправить машину обратно», указывает Губина. Но, по ее словам, на заключение прямых контрактов с гибкой ценой отгрузки, пока идет только одна федеральная торговая сеть — «Магнит».
По отдельным товарным позициям производителям удобнее и выгоднее работать по прямым контрактам, где-то — через тендеры, отмечает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Идею увеличить долю прямых долгосрочных контрактов между поставщиками мяса и торговыми сетями он считает на данном этапе нереализуемой, потому что производители не знают, как у них будет складываться себестоимость. Чтобы заключать долгосрочные контракты по фиксированным ценам, производители мяса должны заключить такие же прямые контракты с поставщиками, зерна, кормов, витаминов и аминокислот, ветеринарных препаратов, но в России такая практика не распространена широко, и цены на мясо бывают очень волатильными, указывает Юшин. Мясное сырье и некоторые позиции — биржевой товар, цена на который в оптовом звене может меняться в течение дня на 3–5% вверх и вниз.
РБК направил запросы в «Магнит», X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Ашан», Metro Cash & Carry и Ассоциацию компаний розничной торговли.
КОММЕНТАРИИ