Недобросовестные перекупщики начали скупать сахар в сезон зимних заготовок. Чтобы не допустить искусственного ажиотажа и повышения цен, в одной из крупных торгово-розничных сетей в Нур-Султане ограничили продажу сахара до пяти килограммов в одни руки, сообщает Sputnik Казахстан.
В середине мая средняя розничная цена на сахар в столице была 299 тенге (51,06 руб по текущему курсу ЦБ РФ) за килограмм. Сейчас килограмм сахара в городе можно купить за 300-305 тенге (51,23-52,09 руб).
"На рынке я купила 25 килограммов сахара за 7 500 тенге (1280,97 руб), получается 300 тенге (51,23 руб) за килограмм. Обошла несколько магазинов, было дороже. Чтобы заготовить варенье на зиму, мне надо еще дополнительно приобрести сахар", - поделилась со Sputnik Казахстан астанчанка Раиса.
Сахар – товар импортозависимый, ценообразование на внутреннем рынке складывается, исходя из цен в странах-импортерах (большая часть завозится из России) и мировых биржевых цен.
В управлении столичного акимата Sputnik Казахстан сообщили, что от местных властей поручения торговым сетям об ограничении на продажу сахара в одни руки не было.
"Начался сезон, и непорядочные предприниматели начали через нас пополнять свой объем. Они фасуют его в пакеты по пять килограммов и реализуют, (поэтому было установлено ограничение)", - сообщили Sputnik Казахстан в гипермаркете Magnum Cash & Carry.
Хватит ли запасов сахара в разгар сезона и как можно удержать цену на продукт на уровне 220 тенге (37,57 руб) – в материале Sputnik Казахстан.
Запасы сахара в Казахстане
В 2011 году по инициативе правительства в регионах были созданы стабилизационные фонды продовольственных товаров. Необходимость создания стабилизационных фондов обусловлена тем, что цены на основные виды продовольственных товаров подвержены межсезонным колебаниям.
В настоящее в стабфондах хранятся порядка 19 тысяч тонн социально значимых продовольственных товаров, из них сахара – 1,3 тысячи тонн.
В разрезе регионов запасы сахара имеются: Алматинская область – 567,1 тонны, Западно-Казахстанская область – 222 тонны, Жамбылская область – 150 тонн, Костанайская область – 138 тонн, Карагандинская область – 99 тонн, Северо-Казахстанская область – 32,5 тонны, Кызылординская область – 30,2 тонны, Акмолинская область – 22,3 тонны, Павлодарская область – 7,8 тонны, Мангистауская область – четыре тонны, Туркестанская область – 1,5 тонны (данные Минсельхоза, предоставленные Sputnik Казахстан по состоянию на конец мая).
"Помимо указанных объемов имеются запасы сахара у производителей (сахарные заводы), дистрибьюторов, торговых сетей и так далее. Кроме того, имеется порядка десяти тысяч тонн сахара в Продкорпорации. Также есть запас сахара в госматрезерве, который в случае крайней необходимости будет передан на реализацию. На сегодняшний день объемы сахара составляют порядка 40 тысяч тонн: этих запасов достаточно, чтобы покрыть рынок", - прокомментировала Sputnik Казахстан президент Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева.
Чтобы снизить себестоимость сахара, государство должно помогать производителям, считает она. Речь о субсидиях на транспортировку, в том числе железнодорожным транспортом, на газ, электроэнергию, горюче-смазочные материалы, уточнила Наурзгалиева.
Эффективны ли стабфонды
Имеющийся запас сахара в стабфондах в 2021 году сложно назвать достаточным, прокомментировал Sputnik Казахстан кандидат сельскохозяйственных наук, член клуба молодых экспертов сената Руслан Асаубаев.
"Нужно учесть, что такой товар, как сахар, имеет две особенности: первая, у стабфонда есть возможность заключить форвардный договор по принципу "деньги сейчас, а стулья потом", сам продукт не требует специально оборудованных хранилищ, его можно запасать в больших объемах. Вторая, это сезонность – осенью продукты (овощи и фрукты) в изобилии и дешевеют, поэтому можно было уделить особое внимание сахару", - считает Асаубаев.
Форвардный договор закрепляет стоимость товаров, сырья, передаваемых между компаниями в течение срока его действия.
Стабфонды, по мнению Асаубаева, неэффективны как минимум по четырем причинам. Во-первых, это отсутствие конкуренции: кроме социально-предпринимательской корпорации (СПК) создавать стабфонды не может никакая другая организация. Во-вторых, по положению о коммерческой тайне, СПК не предоставляет информацию о своей работе, продолжил он.
"Хотя прогнозы по объемам, ценам и урожаю как внутри страны, так и за рубежом могли привлечь инвесторов и создать гибкий механизм регулирования", - сказал он.
Закрыта деятельность комиссии при акимате, которая принимает решение по приобретению товаров, хотя можно было бы проводить прямые эфиры, отметил Асаубаев. Плюс ко всему, часть выделенных средств на стабфонды хранится на депозитах, продолжил он.
"По отдельным регионам размер депозитов превышает половину выделенных средств. Наряду с этим имеется огромная задолженность перед организациями, которая в отдельных случаях достигает 90%", - сказал он.
Как снизить цены на сахар
"Для быстрого решения вопроса и переложения ответственности за повышение цен на социально значимые продовольственные товары стабфонды передали данную функцию субъектам предпринимательства через выдачу льготных кредитов торговым сетям (оборотный механизм), но для людей виноватым всегда будет работник акимата и власти. На самом деле оборотный механизм может справиться с повышением цен", - прокомментировал Асаубаев.
Получая займ, торговые сети получают доступ к оборотным средствам на льготной основе и со своей стороны принимают жесткие обязательства реализации продукции по фиксированным ценам.
"Да, скорее всего, для какой-то части населения цены будут сдерживаться, может, с ограничением в объеме в одни руки. Но достигаем ли мы истинной цели – обеспечения продовольственной безопасности и сдерживания инфляции по продовольственным товарам? Деньги поступают в крупные торговые сети, которые не всегда работают с отечественными поставщиками из-за объемов, качества и других причин. Большие риски тут можно увидеть в следующем: если цены будут повышаться на социально значимые продукты питания. Тот же сахар, цену можно держать на уровне 220 тенге, а покупать за 240 тенге (40,99 руб), но понесенный убыток можно распределить на другие продукты, не входящие в СЗПТ. При формировании стабфондов в правилах четко прописано: из товаров отечественного производства. Поэтому, что такое хорошо, что такое плохо – вопрос открытый", - заключил он.
Асаубаев считает: альтернативой выдачи льготных кредитов торговым сетям должно стать развитие форвардных закупок из средств СПК, выделенных на стабфонд из местного бюджета на три года, с возвратом той же суммы.
Данные средства, по его словам, должны размещаться в специализированной организации.
"Необходимо, чтобы специализированная организация напрямую выдавала заем под минимальные проценты (2%) сроком от 12 до 32 месяцев. Для повышения доступа сельхозпроизводителей к финансовым источникам необходимо лишить возможности размещать деньги в банках второго уровня и работать с МСБ", - сказал он.
Госконтроль по соблюдению размера предельно допустимых розничных цен на СЗПТ закреплен за акиматами, но в регионах все сводится к заключению меморандумов с торговыми точками и посещением мониторинговыми группами, продолжил спикер.
"Решения на местном уровне принимаются без обсуждения и обоснования с целью быстро сбить социальную напряженность. Период действия предельных цен – 90 дней и контроль, особенно при моратории на проверки, не понятен", - сказал он.
У акиматов есть условия для сдерживания цен на социально значимые продовольственные товары, но как они соблюдаются на местах, остается загадкой, добавил Асаубаев.
"Инструменты есть, но сами сельхозпроизводители живут идеей "индивидуального собственника", плохо идут на кооперацию и не идут на контакт с торговыми сетями, живя в ожидании решений всех проблем от государства", - заключил он.
С начала 2021 года цены на социально значимые продукты в Казахстане выросли на 4,8%. Больше всего подорожала импортозависимая продукция, в том числе сахар и гречневая крупа. Тем временем в России, откуда в основном завозится готовый сахар, истек срок оглашения между властями и бизнесом по стабилизации цен на продукт. Вице-премьер России Виктория Абрамченко считает, что единственный обсуждаемый инструмент "мягкого регулирования" – сахарные интервенции, но решение об их запуске пока не принято.
Общий объем потребления сахара в Казахстане составляет порядка 450-500 тысяч тонн в год. По данным Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2020 году собственное производство сахара составило всего 27% от общего объема потребления.
КОММЕНТАРИИ