Антон Силуанов на Петербургском международном экономическом форуме заявил о единстве финансовых властей страны. Глава Минфина также сказал, что российской экономике из-за роста инфляции угрожает перегрев и признаки его уже есть: инфляция достигла почти 6% при цели в 4%. Это, как заметил министр, приводит к обесценению денег, а значит, социальных выплат и зарплат, и, если Минфин не снизит расходы бюджета, то перегрев будет усиливаться. В то же время новые инициативы правительства требуют дополнительные ресурсы, а это значит, что будут сворачиваться антикризисные меры, сказал Силуанов, передает BFM.
В свою очередь глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что высокая инфляция мешает экономическому росту. Инфляционные ожидания находятся на четырехлетнем максимуме. Россияне ждут, что цены будут еще долго расти, сдвигают покупки, от этого цены растут еще больше, сказала председатель Центробанка. Антон Силуанов же подчеркнул, что противостоять перегреву Минфин и ЦБ будут вместе.
«Очевидно, что и бюджетная, и денежно-кредитная политика должны приходить в свое нормальное положение. И в этом плане мы прекрасно понимаем, что чем дальше мы будем затягивать с этим, тем сложнее потом будет выходить из такой сверхмягкой политики — что бюджетной, что денежно-кредитной политики. Если говорить о том, какие расходы у нас будут сворачиваться, конечно, в первую очередь антикризисные. Абсолютно согласен, что Максим Станиславович [Орешкин] сказал о некоем тренде левизны в расходах. Будем считать, что это детские болезни — левизна, о чем еще наши классики говорили, они должны быть преодолены. Поэтому мы прекрасно понимаем, что нам, наоборот, нужно больше средств в инфраструктуру вкладывать, не в те расходы, которые создают нам постоянные обязательства, а те расходы, которые дают нам эффект для роста экономики. Что касается координации денежно-кредитной и бюджетной политики, мне кажется, мы сейчас с Эльвирой ходим парой, можно так сказать, потому что мы друг от друга сейчас практически никуда, потому что успех выхода из таких сложных ситуаций — абсолютно тесная координация всех денежных властей. Переходим действительно к нейтральной политике, делаем все для того, чтобы нормализовать инфляцию на тех уровнях, на которых мы планировали, снижение процентных ставок, и, соответственно, запуск экономики, в первую очередь за счет частных инвестиций».
В то же время Силуанов и Набиуллина слегка поспорили по поводу административного регулирования цен. Глава ЦБ отметила, что у этих мер был краткосрочный эффект. Но когда люди знают, что цены отрегулированы, то они понимают, что после снятия ограничений товары подорожают еще больше, сказала Набиуллина.
«Моя позиция известна: административные меры регулирования цен в рыночной экономике — это вариант экстренного реагирования. Если применять постоянно, часто, по широкому кругу, просто исчезают ключевые индикаторы, которые определяют действия производителей, потребителей и так далее. Эффект на примерные инфляционные ожидания непонятный, неоднозначный, потому что люди, понимая, что цены отрегулированы, могут еще больше ожидать, что после того, как административное регулирование исчезнет, они вырастут, поэтому не факт, что это позитивно влияет на снижение инфляционных ожиданий. Эффект, наверное, тяжело оценить. Краткосрочный эффект, безусловно, был, меньше одного процентного пункта, на несколько десятых процентного пункта инфляции из-за этих мер оказалась меньше, но мы не знаем, как бы вели себя спрос и предложение, и мы видим вторичные эффекты: цены растут на смежные товары, на альтернативные товары. Поэтому оценить, честно говоря, очень сложно. Сейчас правительство правильно говорит о том, что надо переходить от административных методов к рыночным методам регулирования, но это все-таки регулирование, не административное, но регулирование, нужно быть тоже, на мой взгляд, очень аккуратным и осторожным. Если это регулирование, оно должно быть предсказуемым, абсолютно прозрачным для производителей, инвесторов, чтобы не исчезли стимулы к инвестированию, когда непонятные, меняющиеся правила регулирования. И, конечно, нужны адресные меры поддержки людей, мне кажется, это основное, что может быть».
Силуанов ответил на это вопросом: «А вы видели это административное регулирование цен?» И добавил: никто не говорил, чтобы хлеб завтра стоил 100 рублей. А введенные меры глава Минфина назвал абсолютно рыночными механизмами. Соглашение о предельных ценах на сахар и подсолнечное масло действовало до 1 июня.
КОММЕНТАРИИ