Можно ли приказать ценам не расти? Комментарий Георгия Бовта

Материал «БФМ.РУ».

Новости о том, что где-то кого-то беспокоит рост цен на те или иные товары, стали дежурными, как и ответная реакции властей о том, что меры уже принимаются. Эдак недалеко и до советской практики директивного установления цен через госплан, отмечает политолог Георгий Бовт.

На совещании с правительством по вопросам исполнения посланий Федеральному собранию 2019-го и 2020 годов Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе разобраться с ценами на жилье. Они выросли в среднем по России на 12%. Президент отметил, что хотя средний рост цен составил 12%, в отдельных регионах он достигал 30%.

Со своей стороны, ФАС поручила своим региональным управлениям усилить контроль за ростом цен на топливо на АЗС и запросить автозаправочные станции предоставить обоснование увеличения стоимости бензина и дизеля. Непредоставление сведений влечет наложение штрафа на должностных лиц — до 15 тысяч рублей, на юридических лиц — до 500 тысяч. Не являемся ли мы свидетелями зарождения нового курса в экономике?

Судя по всему, одна из главных тем предстоящего 21 апреля послания Федеральному собранию определилась. Это беспощадная борьба с ростом цен. В конце прошлого года начали с сахара и подсолнечного масла, а теперь вопросы ограничения цен возникают применительно ко все новым сферам экономики.

Власти реагируют на общественные настроения. Согласно опросам общественного мнения, именно рост цен на пару с ростом бедности стоит на первом месте среди тревог граждан, соревнуясь разве что с коррупцией и существенно обгоняя безработицу.

Когда в конце февраля агентство Bloomberg назвало Россию в числе стран, где проблема роста цен на еду стоит особенно остро, Кремль отреагировал немедленно, не согласившись с тем, что у нас ситуация сильно хуже, чем в других странах. А уже в начале марта правительство объявило, что будет жестко следить за удорожанием товаров и услуг, пригрозив принять меры, если выявит рост цен, заметно опережающий инфляцию.

Новости о том, что где-то кого-то беспокоит рост цен на те или иные товары, стали дежурными. Как и ответная реакции властей о том, что меры уже принимаются. Кого-то беспокоит рост цен на яйца, кого-то на топливо или сахар. Президент поднял вопрос о росте цен на жилье. Многие эксперты уже предложили объяснение этому явлению: причиной роста цен могло стать введение программы льготной ипотеки, предложенной правительством в прошлом году в качестве меры поддержки и застройщиков, и покупателей. Однако в условиях известной монополизации строительного рынка и подчас его коррупционной связи с региональными властями льготная ипотека без изменения общих правил игры привела к тому, к чему привела.

Идя навстречу популистским чаяниям, власти фактически переходят к ручному управлению ценообразованием по ряду направлений. На сахар и масло директивным путем зафиксировали цены с основными производителями. А вот уже и первые результаты: в ряде регионов власти стали подозрительно успокаивать граждан: мол, дефицита сахара не будет. Что в переводе с чиновничьего языка на нормальный означает: есть проблемы.

Элементарные законы рынка говорят, что если долго увлекаться административным регулированием цен, то это неизбежно ударит по рентабельности отрасли. Примерно об этом на днях говорила и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, заявив, что надо быстрее отказываться от административного ограничения цен, поскольку это искажает ценовые индикаторы в экономике и препятствует развитию производства. Однако пока она такая одна самая смелая.

К примеру, в Минпромторге предлагают перечислять в бюджет сверхдоходы от роста цен на металл. Якобы для поддержки бюджетных строек. Что порушит планы компаний по долгосрочному развитию, поскольку они не будут знать, сколько чиновники решат реквизировать у них так называемых «сверхдоходов». Это уже напоминает советские времена, когда колхозы-миллионеры помогали отстающим, что разрушило советское сельское хозяйство, сделав его полностью неэффективным до такой степени, что страна не могла себя обеспечить даже зерном. То есть сейчас пытаются игнорировать, казалось бы, уже прижившиеся у нас законы рынка, согласно которым цены могут не только расти, но и падать, что они и делали ранее.

Не менее сложна ситуация с госзакупками. На днях президент подписал закон, обязывающий госкорпорации и госкомпании обосновывать начальные цены договоров при закупках. Обосновывая ее, они будут обязаны приводить формулу ее определения. С одной стороны, новый закон направлен на борьбу с коррупцией, что можно лишь приветствовать. С другой, расширительное толкование чиновниками правил по поводу «обоснования цены» и приведения формулы ее расчета может привести к тому, что весь процесс будет бюрократизирован до полного маразма и произвола. Эдак недалеко уже и до советской практики директивного установления цен через госплан. Те, кто не помнит, к каким практическим последствиям привела административно-командная экономика в СССР, может обратиться к более свежему опыту дружественной нам Венесуэлы.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)