Ритейл столкнулся с перебоями в поставках сахара-песка и подсолнечного масла, рассказали «Известиям» два источника на рынке. Производители всё чаще отказывают торговым сетям в продаже продукции по фиксированной стоимости, которую правительство установило в соглашении о стабилизации цен, утверждают собеседники издания. Тенденция уже стала устойчивой, она наблюдается с середины февраля, сказал один из источников. В первую очередь сбои в поставках касаются региональных ритейлеров. Как показали наблюдения «Известий», в некоторых магазинах столицы на полках уже нет сахара-песка по фиксированной цене.
Проблемы в сети
О том, что ритейлеры сталкиваются с проблемами при закупках сахара-песка и подсолнечного масла, «Известиям» рассказали два источника на рынке. Один из них уточнил, что речь об устойчивой тенденции, которая проявилась в середине февраля. Сети отмечают перебои в поставках, не могут закупить продукцию по фиксированным ценам, сказал он. В первую очередь это касается региональных компаний и несетевой розницы, подчеркнул источник «Известий» в отрасли, который участвует в межведомственных совещаниях.
При этом торговые компании не могут корректировать условия уже заключенного с правительством соглашения: стоимость товаров на полках магазинов мониторят сразу несколько ведомств — Минпромторг, ФАС, ФНС и Росстат.
Справка «Известий»: Минпромторг, Минсельхоз, производители и торговые сети заключили соглашение о стабилизации цен 16 декабря прошлого года. Стороны договорились, что зафиксируют стоимость сахара-песка и подсолнечного масла. Заводы должны отпускать их по 36 рублей за 1 кг и 95 рублей за 1 литр, а ритейлеры — по 46 рублей и 110 рублей соответственно.
Крупный ритейл также сталкивается с подобными проблемами, подчеркнул другой собеседник «Известий» в отрасли. Некоторые производители сахара периодически не отпускают торговым компаниям продукцию по рекомендуемым ценам, сказал он. Иногда сети вынуждены закупать товар, который стоит на три–пять рублей дороже фиксированной цены в 36 рублей за 1 кг, сообщил источник. Но пропорционально повысить стоимость продукции на полке торговые сети не могут, напомнил он. Бизнес уже выносил эти проблемы на обсуждение в ходе совещаний Минпромторга и Минсельхоза, сказал собеседник издания.
Источник добавил, что уже известны случаи, когда производители отказывались поставлять торговым сетям продукцию в запрашиваемых объемах. Например, в марте ритейлеры попытались резко увеличить закупки сахара-песка. Компании начали готовиться к тому, что соглашение о стабилизации цен прекратит действие с 1 апреля (но 22 марта правительство заявило о готовности продлить его как минимум на два месяца). Тогда рынок понимал, что изготовители сахара могут резко повысить его отпускную цену.
— Месячная потребность в сахаре-песке у крупной торговой сети в РФ составляет 5 тыс. т, а в марте компании заказывали у производителей по 25 тыс. т продукции. Этого объема могло хватить на несколько месяцев вперед, но изготовители не хотели работать по такому сценарию, тем более излишков сахара у них не было,— рассказал собеседник «Известий».
Он добавил, что правительство до сих обсуждает введение «исторического принципа» при реализации соглашения о стабилизации цен. Его суть состоит в том, что сегодня компания может закупить столько же продукции, сколько и вчера, а не в 10 раз больше.
В Российском союзе производителей сахара и Ассоциации компаний розничной торговли не ответили на запрос «Известий». В пресс-службе Масложирового союза «Известиям» сказали, что по данным организации, перебоев с поставками подсолнечного масла в розничные сети нет.
В пресс-службе Минсельхоза «Известиям» сказали, что участники соглашения о стабилизации цен выполняют свои обязательства в полном объеме. Производители сахара и подсолнечного масла отгружают продукцию в объемах, которые полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка, заявили в ведомстве.
В новой реальности
Глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов сказал «Известиям», что партнеры работают в сложной ситуации. Фактически речь идет о ручном управлении, которое требует много внимания ко всем процессам. Поэтому неудивительно, что появляются спорные моменты — новая схема не отработана бизнесом и чиновниками. Плюс к этому производители могут продавать некоторым сетям, например, сахар по ценам выше фиксированных, а вот ритейлеры такой возможности лишены. В условиях пониженного потребительского спроса компании не хотят увеличивать цены, чтобы не потерять покупателей, сказал эксперт.
Проблемы производителей и сложности с закупками продукции начали давать первые негативные результаты. По наблюдениям «Известий», в столице уже начали возникать ситуации, когда полка с сахаром-песком по фиксированной цене пустует. Хотя более дорогой товар в магазине есть. С такими проблемами, например, сталкивается сеть «Магнолия» в центральном округе Москвы.
В компании «Магнолия» «Известиям» сказали, что проблемы с закупками сахара и масла решают в рабочем порядке. Товар в достаточном количестве присутствует на распределительном центре сети, уточнил представитель ритейлера. Возможное отсутствие продукции в каких-либо точках может быть связано, например, с неправильным планированием заказа со стороны магазина, предположил он.
«Известия» также направили запрос в X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Магнит», «Ашан», Metro cash & carry, «Ленту».
О том, что соглашение о стабилизации цен может обернуться дефицитом социально значимых продуктов питания, в конце января предупреждала Счетная палата. Но в начале этой недели правительство заявило, что готово предоставить субсидии изготовителям сахара и масла с 1 апреля, если они будут придерживаться рекомендованных цен. То есть кабмин готов компенсировать им часть издержек.
Такое локальное решение может снять угрозу дефицита, сказал «Известиям» директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. Производители уже не будут работать себе в убыток, и с финансовой точки зрения решение найдено, пояснил он. Но возникают другие сложности, ведь отпускные цены растут на другие товары, например, на мясо курицы, яйца, одежду, отметил эксперт. Возникает опасность того, что цены зафиксируют и на них, указал специалист.
В пресс-службе Минпромторга на запрос «Известий» оперативно не ответили.
КОММЕНТАРИИ