В статье содержится ряд сомнительных и неверных утверждений - Sugar.Ru
Бизнес вприкуску – сахар, слезы и колхозы Игоря Худокормова - материал агентства "Абирег" (Александр Пирогов).
По итогам 2016 года основатель и основной владелец крупнейшего производителя сахара России ГК «Продимекс» Игорь Худокормов покинул топ-200 самых богатых россиян по версии журнала «Форбс». Предыдущие несколько лет Худокормов с состоянием в 500 миллионов долларов занимал места чуть ниже 195-го, так что его убытию средства массовой информации не удивились. Произошло это незаметно, как и почти все, что касается жизни Игоря Вячеславовича. «Продимекс» не имеет пресс-секретаря и не отвечает на запросы прессы, сам Худокормов за 25 лет с момента основания компании не дал ни одного интервью. Во всех случаях, когда «Продимексу» нужно что-то сообщить о себе, за основателя компании «отдуваются» его топ-менеджеры. У закрытости есть и свои плюсы – на просторах Интернета нет не то что компромата, а даже упоминаний фамилии Худокормова в негативном контексте.
Все, кто пишут о Худокормове, неизменно употребляют слово «война», «военный». Хотя, судя по скупым данным биографии, выпускник Ленинградского железнодорожного военного училища Худокормов вряд ли дослужился и до звания старшего лейтенанта. Игорь Вячеславович родился 1 мая 1968 года в Пензе. А это значит, что лейтенант Худокормов должен был выпуститься в 1989 или 1990 годах – в училище есть факультеты как с четырехлетним, так и с пятилетним сроками обучения, а в 1992 году он уже основал свой бизнес – компанию «Продимекс». Развал Советского Союза выбросил на улицу тысячи военных, зарплату которым не платили месяцами. Все трое основателей «Продимекса» – военные, вероятнее всего, сослуживцы. Кроме Худокормова – это Виталий Цандо и Владимир Пчелкин. Они и по сей день являются совладельцами «Продимекса» с долей по 9,3 % у каждого. Основному владельцу сегодня принадлежит 81%, и надо сказать, что эта доля несколько раз увеличивалась за счет доли партнеров, что, вероятно, отражает заслуги Худокормова в развитии компании. Бывшими военными являются и генеральный директор компании Виктор Алексахин, и еще ряд ее топ-менеджеров. Среди своих сослуживцев Игорь Худокормов выделяется гренадерским ростом (188 см) и спортивным телосложением. Единственным известным увлечением сахарного короля является хоккей. Многие годы нападающий Худокормов играл в разных любительских лигах, и, хотя данных об его участиях в спортивных соревнованиях после 2011 года нет, вряд ли он свою привычку оставил. Просто, как и все остальное в своей жизни, спрятал подальше от любопытных глаз. Сильные мира сего любят прокатиться с клюшкой по льду, но с кем владелец «Продимекса» пересекается и дружит на хоккейной площадке и вне ее – остается тайной за семью печатями. Известны, правда, дружеские отношения Худокормова со знаменитым хоккеистом Игорем Есмантовичем, с которым они вместе играли за команду «Банк «Клиентский» в любительской хоккейной лиге. Сегодня Есмантович – генеральный директор ЦСКА, а пригласил его на работу не кто иной, как президент «Роснефти» Игорь Сечин, возглавляющий наблюдательный совет легендарной команды. Так что, думаю, Худокормов машет клюшкой не без выгоды для себя и своего бизнеса. Но вернемся в 90-е.
Первые четыре года «Продимекс» существовал как чисто торговая компания, а самая первая сделка была по поставке одесского сахара для Пензенского облпотребсоюза. 75% сахарных заводов СССР работало на кубинском сырье, и после развала Союза очень прибыльным бизнесом стали бартерные поставки с Кубы. Но на этот рынок было не пробиться – основные игроки Фридман и Ходорковский чужих не пускали. А сахарная Украина оказалась «рынком для бедных»: «входной билет» был минимальным – есть деньги на вагон, везешь вагон, есть деньги на мешок, покупаешь мешок. Импортом украинского сахара занималось 500-600 фирм. Свои первые капиталы Худокормов зарабатывал именно на поставках дешевого украинского сахара. Основным способом расчетов был бартер, наиболее популярным продуктом обмена – российский мазут. По этой схеме при расчетной цене тонны сахара в 750 долларов прибыль составляла в районе 250 долларов. За четыре года «Продимекс» стал крупнейшим импортером украинского сахара в Россию, поставляя до 270 тысяч тонн сахара в год. Из-за украинских демпинговых цен российская сахарная отрасль была в загоне, а гниющий под снегом урожай свеклы – привычной картиной. Государство опомнилось в 1996 году и впервые ввело заградительные пошлины на украинский сахар. Именно они и побудили торговую компанию перейти к скупке российских сахарных заводов. Но главное, чем отличился в тот момент Худокормов, – он сумел придумать и наладить схему поставки не облагаемого новыми пошлинами сахарного сиропа в цистернах из Украины на российские сахзаводы.
«Продимекс» проглатывал сахарные заводы, как кубики рафинада во время чаепития вприкуску: к 2000-му году холдинг владел шестью заводами, а к 2003-му, когда были введены пошлины на импорт кубинского сахара, – уже 21 заводом. Сеять свеклу снова стало выгодно, а постоянные конфликты по цене и качеству поставляемого сырья с местными крестьянами побудили Худокормова купить в 2000-м году свой первый колхоз. Сейчас Игорь Вячеславович является самым крупным землевладельцем в России: «Продимексу» и личному растениеводческому бизнесу Худокормова «Агрокультуре» принадлежит более 600 тысяч гектаров пахотных земель.
Сегодня, если верить воронежским налоговикам, «Продимекс» является образцовым (по сравнению, например, с конкурентами из ГК «АСТ») налогоплательщиком. Но в 90-е «агрессивной оптимизацией налогообложения» занимался не только Ходорковский. Худокормов облюбовал свободную экономическую зону (СЭЗ) на Алтае. В 1990-х годах она давала серьезные льготы: освобождение от налога на прибыль в первые два года после регистрации, затем сельхозпредприятия пять лет платили налог, сокращенный на 30%, а потом — на 20%. Да и НДС был меньше на 25%. Резиденты свободной экономической зоны, зарабатывавшие иностранную валюту, имели право оставлять себе 80% и платить работникам валютную зарплату. И хотя алтайские льготы уже отменены, основные юрлица холдинга «Производственное объединение «Продимекс», «Торговый дом «Продимекс», управляющая активами холдинга «Объединенная сахарная компания» по-прежнему зарегистрированы на Алтае.
Любая скупка активов – это война. Но если нефтяные или алюминиевые войны 90-х оставили хорошо задокументированную историю, то о войнах сахарных сведений почти нет. Команду Худокормова никогда не обвиняли в бандитских замашках, что было бы неудивительно с учетом жестких реалий бизнеса девяностых. Наоборот, они производили впечатление людей степенных, но с железной хваткой. Умело загоняли владельцев нужных активов в долги и конкурентов на «свою» территорию уже не допускали. Остальное было делом техники.
Самая знаменитая глава сахарных войн была написана не без участия Худокормова: в 2009 году в поселке Старая Чигла Аннинского района сошлись в битве за право убрать урожай два ЧОПа. Один представлял интересы «Продимекса», другой – его неудачливого партнера ЗАО «Перепелиное хозяйство». Войдя в долю закредитованного «Перепелиного хозяйства», «Продимекс» быстро переоформил землю на другое, подконтрольное юрлицо, а долги оставил на старой организации. Мечты птичников на доброго инвестора рухнули, и они захотели забрать хотя бы урожай. Стычка ЧОПов закончилась перестрелкой, в которой было ранено 10 человек. Земля осталась за Худокормовым, перепела «перелетели» далеко на Юг, в район Сочи, а уголовное дело замяли через несколько месяцев. Долги «Перепелиного хозяйства», находящегося в банкротстве почти 10 лет, до сих пор безуспешно пытаются продать на торгах.
Сегодня в сахарной отрасли царят совет да любовь, никаких войн нет. Неизвестно, было ли соглашение между основными игроками рынка («Русагро», «Разгуляй» и французская компания «Сюкден») как между детьми лейтенанта Шмидта, но до сих пор активы сахарных гигантов примерно соответствуют географическим границам областей. Белгородская сахарная область – вотчина «Русагро», Липецкая – «Сюкдена», ну а крупнейший свеклосеющий регион России Воронежская область досталась Худокормову. Здесь у него восемь заводов и полная поддержка трех поколений воронежских губернаторов. Сахарный король оплачивает любовь местных властей участием в социальных программах и благотворительных балах. Единственный сахарный завод в Воронежской области, не входящий в «Продимекс», – Грибановский, принадлежащий группе АСТ, – испытывает серьезный прессинг со стороны областных властей и местной налоговой службы. Вряд ли в этом есть происки Худокормова, но штрих характерный.
Региональное деление в сахарной отрасли сохранилось и по сей день. И когда в конце 2015 года замаячила перспектива банкротства российско-казахстанского холдинга «Иволга», контролировавшего Курскую сахарную область, остальные сахарные гиганты легко сумели договориться между собой. «Русагро», выкупившее долги «Иволги» у Сбербанка почти за миллиард рублей, через несколько месяцев полюбовно переуступило их «Продимексу», к тому времени уже активно скупавшему другие долги «Иволги». По некоторым данным, долги покупались с 50-процентным дисконтом. А уже осенью 2016 года дочерние фирмы «Продимекса» скупили на торгах три принадлежавших «Иволге» сахарных завода мощностью переработки 120 тысяч тонн в год. Общая сумма сделок составила более двух с половиной миллиардов рублей. Завоевание Курской сахарной области бесценно.
Сегодня «Продимексу» принадлежит 23% российского сахарного рынка, а после того, как заработают курские заводы, доля должна подняться не меньше чем до 30%. Сейчас на сайте компании «числится» 15 сахарных заводов, с курскими активами будет 18, из них 17 уже модернизированы. Всего в России 74 действующих сахарных заводов.
Вообще, сахарная отрасль, в отличие отлюбой другой отрасли сельского хозяйства, – система не просто закрытая, но и корпоративно сплоченная. Даже чересчур. У сахарников единый союз «Союзроссахар» (в отличие от, скажем, молочников, мясников или зерновиков, имеющих по несколько конкурирующих объединений), выполняющий множество функций – от лоббистских до пиара. Даже «установку» на минимальную себестоимость тонны сахара рассылают из офиса «Россахара» (не соответствует действительности, Союзроссахар не регулирует цены на рынке - Sugar.Ru). Сахарные гиганты ведут скоординированную политику. Так, в конце 2014 года «Русагро» и «Продимекс» одновременно прекратили поставки на фабрики «Объединенных кондитеров», накопивших в условиях кризиса долг в 220 миллионов рублей. По сути, это был шантаж одной отрасли другой. Вся совокупная доля рынка «Русагро» и «Продимекса» составляет 37%, а у «Объединенных кондитеров» – 28%. Россияне и не заметили, что в одночасье могли остаться без тортов и карамелек. Естественно, сахарники своего добились и сумели выбить долги.
В 2015 году Управление антимонопольной службы по Татарстану обвинило 32 сахарных завода России, включая большинство заводов «Продимекса», в картельном сговоре и единовременном экономически необоснованном повышении цен на сахар на 30% (по сравнению с 2014 годом) и выдало предписание вернуть в бюджет полученные в результате сговора 360 млн рублей. Именно «Союзроссахар» татарские антимонопольщики назвали координатором картельного сговора. Скандал длился целый год, но бюджеты «предписанных» им денег так и не получили: сначала сахарники подали на татарский УФАС в суд, а затем, в феврале 2017 года, федеральная ФАС, не дожидаясь итогов судебного разбирательства, отменила решение своего регионального подразделения. С антимонопольщиков «сняли скальп» так же легко, как и с кондитеров (Не соответствует действительности, рост цен был обусловлен естественными экономическими механизмами. См. комментарий Sugar.Ru)
О личной жизни Худокормова практически ничего не известно: женат, есть дочери – Анастасия и Вероника, одна из них школьница. На дочерей Худокормова вместе с женами Цандо и Пчелкина оформлена компания «Бизнес строй», которая занимается «покупкой и продажей собственной недвижимости». Его родная сестра Елена работает нотариусомив Южном Бутово. Вот собственно и все, что удалось «раскопать» про главного сахарника России из открытых источников.
Объяснения, почему Худокормов выбыл из рейтинга «Форбс», я так для себя и не нашел. Последние два года компания «Продимекс» увеличивает объемы производства, а, соответственно, и выручки (сахар не тот товар, который будет гнить на складе) примерно на 12% в год. У «Форбса» свои причуды.
Комментарии
Патаму что все вкладывается в
Патаму что все вкладывается в землю.Вся прибыль.
Как та неоднозначна
Ну вот
Не понял