Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Нижегородской области признало антиконкурентным постановление регионального правительства, по которому предоставляются субсидии производителям сахара. По нему в прошлом году Сергачский сахарный завод получил 125 млн руб. из бюджета области. Однако антимонопольное ведомство, которое еще в декабре прошлого года усмотрело в документе нарушение законодательства, теперь предписало региональным властям отменить этот нормативный акт. Ведомство не исключает, что обратится в суд для взыскания потраченных бюджетных средств. В правительстве готовятся оспаривать решение антимонопольщиков, пишет «Коммерсантъ».
Постановление правительства Нижегородской области, которое регламентирует условия предоставления субсидий локальным переработчикам сахарной свеклы, было принято в прошлом году. На его основании депутаты регионального парламента одобрили поправки к облбюджету на 2016 год и выделили 125 млн руб. субсидий единственному региональному производителю агрофирме «Весна», которая владеет Сергачским сахарным заводом. Субсидии от областного правительства пошли на возмещение части затрат на переработку сахарной свеклы в 2016 году.
Усомнившись в легитимности действий коллег, депутат областного парламента Владимир Буланов попросил УФАС проверить, законно ли предоставление субсидии производителям сахара на безвозмездной основе. Нижегородское управление ФАС усмотрело в некоторых положениях этого постановления признаки нарушения ч.1 ст.15 федерального закона «О защите конкуренции» и предложило областным властям добровольно отменить документ. 30 декабря 2016 года в адрес регионального кабмина ведомство направило соответствующее предупреждение, которое необходимо было исполнить до 2 февраля. Но правительство к предупреждению не прислушалось, и теруправление ФАС возбудило антимонопольное дело. Рассмотрев его УФАС, пришло к выводу, что документ действительно ограничивает конкуренцию, и предписало отменить незаконный нормативный акт до 31 мая. «Нами проанализирована вся нормативная база, касающаяся предоставления субсидий, в том числе и та, на которую ссылались ответчики. Механизм предоставления субсидии реализован с нарушением закона о защите конкуренции»,— прокомментировал решение заместитель руководителя нижегородского УФАС Сергей Смирнов. Антимонопольщики выяснили, что действующие в регионе федеральные и областные программы поддержки производителей и переработчиков сельхозпродукции не предусматривают субсидий на переработку сахарной свеклы. Кроме того, спорное постановление не обязывает получателя субсидии направлять полученные из бюджета средства на развитие свеклосахарного производства в рамках этих программ.
Так как средства заводу выделены «и с большой долей вероятности потрачены», ведомство может попытаться через суд взыскать в региональный бюджет «немалую сумму поддержки Сергачского сахарного завода», отметил Сергей Смирнов. «От такого вполне законного шага останавливает понимание того, какую социальную нагрузку несет на себе это градообразующее предприятие, переживающее нелегкие времена. Необходимо просчитать все возможные последствия. Поэтому вопрос взыскания через суд суммы денежной преференции остается открытым»,— добавил господин Смирнов.
Как сообщили „Ъ“ в региональном минсельхозе, с позицией антимонопольного ведомства министерство не согласно и планирует «отстаивать справедливость решения, принятого совместно с депутатами законодательного собрания» в суде. «В настоящее время постановление о предоставлении субсидий продолжает действовать, поэтому о возврате льгот в бюджет речь не идет»,— добавили в минсельхозе.
В агрофирме «Весна» с вынесенным УФАС решением тоже не согласны. Как пояснили „Ъ“ в компании, в госпрограмме развития сельского хозяйства РФ на 2013–2020 годы способы достижения поставленных целей по развитию сельского хозяйства законодательно не ограничены. А производство свеклы, отмечают на заводе, зависит от наличия мощностей по ее переработке. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на переработку сахарной свеклы позволяет достичь таких целей, считают в компании. В агрофирме напомнили, что Сергачский завод, который компания выкупила у предыдущих собственников и вывела из состояния банкротства, в прошлом году выполнил свои обязательства в полном объеме, а выработка сахара увеличилась с 21,2 тыс. т в 2015 году до 24 тыс. т в 2016 году. Кроме того, программа «Развитие свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015–2017 года» также содержит лишь список основных мероприятий, а не исчерпывающий перечень оснований для предоставления субсидий, как настаивает антимонопольная служба.
Управляющий партнер юридической компании «Маслов и партнеры» Александр Маслов считает, если антимонопольный орган и подаст в суд иск о взыскании 125 млн руб. с Сергачского сахарного завода, то решение по этому вопросу будет вынесено после того, как будет оценена законность предписания УФАС по иску минсельхоза. «С одной стороны, суд может усмотреть некое нарушение порядка предоставления государственных преференциий и ограничение конкуренции в их предоставлении, с другой, правительство региона наделено полномочиями определять приоритетные для региона направления и оказывать им поддержку»,— рассуждает юрист. Если суд встанет на сторону антимонопольщиков, то взыскание полученных средств с Сергачского сахарного завода станет следствием этого решения.
КОММЕНТАРИИ