«Хорошо у нас тут. Как в Швейцарии», — говорит директор маленькой гостиницы в Городее Элла Штейн. В поселке пахнет свеклой и все окутано густым белым дымом, который валит из труб местного сахарного комбината. На заводе, по разным оценкам, работает от 70% до 90% экономически активного населения. Городея — пример монопрофильного поселения, его экономика зависит от одного градообразующего предприятия. FINANCE.TUT.BY съездил в городской поселок, чтобы узнать, нет ли страха перед будущим у местных жителей, чья судьба зависит от работы одного предприятия.
Справка FINANCE.TUT.BY. Монопрофильными поселениями называют населенные пункты, экономика которых полностью зависит от одного или двух предприятий, являющихся градообразующими.
К примеру, к моногородам (Городею как поселок сюда не включают) в Беларуси можно отнести 43% городов, в них проживает 19% населения страны, говорится в исследовании «Моногорода Беларуси: подходы к дефиниции и тренды развития», которое провела профессор БГУ Екатерина Антипова.
«Это наш «иконостас», — руководитель местной гостиницы «Гарадзейскi фальварак» Элла Штейн показывает стену с портретами знаменитостей, которые останавливались здесь. Сергей Безруков, Дмитрий Нагиев, Елена Яковлева, Дмитрий Певцов — необычные гости для белорусского поселка с населением в 3800 человек.
В Городее нетипичная для поселков инфраструктура: здесь открыты две гостиницы и несколько ресторанов, боулинг и ночной клуб, бассейн, тренажерный зал и стадион уровня высшей лиги. Многое из этого принадлежит сахарному комбинату.
— Гостиницу открыли в 2005 году по инициативе руководства завода. На заводе постоянно проводятся реконструкции — приезжают подрядчики из-за рубежа, которые привыкли к комфорту. Именно для них изначально и строилась гостиница, — говорит Элла Штейн.
Помимо командированных на завод в гостинице часто останавливаются иностранные туристы. Самый дешевый номер в городейской гостинице стоит 32 рубля, а самый дорогой — 120 рублей. В год здесь принимают около 1500−2000 постояльцев.
— У нас удачное географическое положение, мы находимся по пути из Мира в Несвиж. Активный приток туристов — с апреля по сентябрь, заполняемость номеров в этот период — 70%. В остальное время — около 40%. Клиентов всегда хватает. Мы получаем от завода деньги, зарабатываем и сами. В целом, можно сказать, работаем в ноль.
Элла Штейн рассказывает, что жители поселка стремятся работать на заводе, где зарплаты, по местным меркам, хорошие. Сама Элла получает 800 рублей. «Те, кто работает на аналогичных должностях в Минске, когда узнают, сколько я получаю, делают большие глаза. Потому что для Минска это мизер, а для нас достаточно. Но мы здесь хорошо живем — я отсюда не уеду», — говорит женщина.
«Сахар — стратегический продукт. Не пропадем»
Городея экономически и социально зависит от завода, на котором работает большая часть жителей. Если у градообразующего предприятия дела вдруг пойдут не очень хорошо, как иногда случается в Беларуси, поселок ждет безработица. Однако местные жители пессимистичных сценариев не боятся.
— Ситуация не может ухудшиться. Сахар — это стратегический продукт. Нам повезло в этом плане. Это пищевой продукт, это ж не мебель. С каждым годом зарплаты только растут, — считает Элла Штейн.
Многие в поселке рассуждают как Элла — от простых городейцев до чиновников. «Сахар — стратегический продукт. Мы не пропадем», — слово в слово повторяют местные жители, которые, как на поверку оказывается, через одного работают на заводе. О зарплатах работники говорить не стесняются: здесь они почти такие же, как средняя по столице.
— В сезон мы получаем 1200 рублей, а не в сезон — около 800, — рассказывает «простой рабочий» Михаил. — Единственное, в последние годы начали отправлять в отпуска за свой счет, на месяц где-то, раньше такого не было. Но это не особо страшно — зарплаты хорошие, так что удается какую копейку отложить.
Работа на сахарном заводе действительно зависит от сезона. С сентября по февраль идет самая активная работа по переработке сахарной свеклы. Затем темпы производства снижаются, завод начинает перерабатывать сахар-сырец, а потом — становится на ремонт. Тогда людей просят уходить в отпуска за свой счет.
— Живем не хуже, чем в Минске, — говорит коллега Михаила Александр. — Я в этом году вон в Египте отдыхал с семьей, а в прошлом — в Турцию ездили. На выходных с мужиками любим сходить в боулинг поиграть, не надо никуда ездить.
В том, что происходит в поселке, многие местные жители видят заслугу директора сахарного завода Михаила Криштаповича. До него, говорят, все было совсем иначе.
— Такое активное развитие Городеи началось лет 20 назад, когда директором стал наш Михаил Васильевич. Директор наш — большой молодчиночка! Смотрите, сколько у нас всего, где можно досуг провести. Можно сходить в ДК концерт послушать. Часто к нам наши звезды приезжают, — рассказывает пенсионерка Ирина Иосифовна, которая 34 года проработала на заводе старшим лаборантом. — Заботятся и о нас, пенсионерах. На праздники денежку или подарочки какие дарят. На День пищевой промышленности, на День независимости, к Новому году, 8 Марта могут по 120−150 рублей дать. Еще дают соки, конфитюры, которые сам завод выпускает.
«Если человек попал на завод, то держится за свое место»
Пообедать заходим в ресторан «Трактиръ для друзей» — еще одно место в поселке, которое принадлежит заводу. На стенах — фрески с трубадурами и князьями, а под потолком висят гербы белорусских городов. Все посетители в обеденное время — работники сахарного комбината.
— Мы сюда часто приходим пообедать. На заводе еще есть столовая, но там обычно большие очереди, все рабочие ходят туда обедать. Тут очень дешево в сравнении с Минском — полноценно пообедать можно на 3−3,5 рубля, — рассказывает экономист завода.
— Я уже не один десяток лет работаю на заводе и вижу, что социальную сферу завод сильно развивает. И зарплаты хорошие — больше 1000 рублей, — подхватывает ее коллега.
Официантка Юлия, которая работает в «Трактире», переехала в Городею больше 10 лет назад, потому что в родном Клецке не смогла найти работу. И похожих историй здесь много. Людмила родом из Лельчиц, но уже два года живет в Городее, здесь она вышла замуж за местного жителя. Девушка переехала сюда без особых раздумий: «Тут перспектив больше — есть хотя бы завод!»
— Мой муж работает на сахарном заводе оператором, получает хорошо — около 500 рублей. Я сама работаю в райпо в Несвиже. У меня зарплата 200 рублей. В будущем, конечно, хотела бы на завод устроиться, — делится планами Людмила.
Трудоустроиться на завод, как рассказывают местные, не так уж просто. Сначала надо стать в очередь в отделе кадров. Если появляется вакансия, то претендентов приглашают на специальную комиссию, которая и решает, кто больше подходит на должность.
— Завод берет рабочих, в основном, на сезонные работы. В сентябре, как сахарная свекла пошла, набирают людей. А как свекла заканчивается, люди опять к нам приходят, до осени у нас на учете стоят. В этом сентябре так устроили 34 человека, — рассказывает начальник отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите Несвижского райисполкома Сергей Емельянчик.
На начало декабря в Городее был 21 безработный. В близлежащих деревнях, которые входят в Городейский сельсовет, — всего один. Из 35 вакансий, которые сейчас открыты в районе, завод предлагает одну. Предприятию нужен электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования на зарплату в 600 рублей.
— Люди хотят работать на заводе. Причем не только городейцы. Даже из Несвижа люди ездят каждый день туда работать. Попасть сложно, там держатся за свои места. Если уже человек попал, то не пьет, не курит, чтобы не уволили, — говорит Сергей Емельянчик.
Альтернатив по трудоустройству в Городее и окрестностях немного, а найти вакансию с зарплатой на уровне «сахарной» почти невозможно.
— Сахарный завод — основное место работы для городейцев. Есть еще завод по производству рапсового масла (ЗАО «Облрапсагросервис». — Прим. TUT.BY), железная дорога (но это для людей с определенными специальностями), два сельхозпредприятия. В Городее, пожалуй, все, — говорит председатель Городейского сельского исполнительного комитета Владимир Курочицкий.
Молодежь из Городеи предпочитает уезжать в Минск.
— У нас городской поселок маленький — работы для молодых особо нет. Поэтому молодежь, в основном, в Минске что-то ищет. Кто-то отсюда каждый день на электричке ездит, а кто-то в Минск навсегда перебирается, — рассказывает Анастасия, которая сама работает в столице парикмахером. В Городею она старается ездить каждую субботу.
Экономическая зависимость от сахарного комбината чувствуется и на уровне всего Несвижского района. Например, на ОАО «Городейский сахарный комбинат» приходится более 50% в общем объеме промышленного производства района, 57,7% районного экспорта (объем экспорта — 30,5 миллиона долларов). 12% районного бюджета формируются за счет налогов, которые платит завод. И если учитывать, что на промышленных предприятиях во всем районе работает 4 тысячи человек, завод со штатом в более 1000 человек обеспечивает четверть рабочих мест.
Справка FINANCE.TUT.BY. Сегодня в Беларуси, помимо Городейского, работает еще три сахарных завода — в Жабинке, Скиделе и Слуцке. Самым финансово успешным можно назвать Слуцкий сахарорафинадный комбинат, его чистая прибыль за прошлый год составила 17 985 100 новых рублей. Чистая прибыль завода в Городее в 2015 году — 654 400 рублей. У Скидельского и Жабинковского заводов — 78 700 и 58 600 рублей соответственно.
Чистая прибыль Городейского комбината последние пару лет растет (в 2014-м составила 533 900 рублей), хотя за год до этого прибыль упала почти в три раза.
ОАО «Городейский сахарный комбинат» является одним из учредителей Столбцовского кирпичного завода, белорусско-американского совместного предприятия ЗАО «Евротарекс», ООО «АгроДело», ЗАО «Хоккейный клуб «Динамо-Минск», ООО «Белорусская сахарная компания» (Москва), ООО «Белорусская сахарная компания» (Бишкек).
Забрать спорткомплекс, отдать совхоз
Директор футбольного клуба «Городея» Александр Марченко раньше работал замдиректора сахарного комбината по социальным вопросам. Он отвечал за развитие инфраструктуры, которую завод поддерживает в поселке. В 2011 году, когда футбольная команда из любительской перешла в ранг профессиональной, он стал директором клуба. В этом году на содержание клуба сахарный завод, который является генеральным спонсором, потратил порядка 1 миллиона долларов.
— Для завода футбольный клуб — это социальный проект. Городея — поселок маленький, где развлечений для людей не так много, как в столице. Поэтому футбольный матч здесь становится целым событием, мини-праздником. Игру посещают более тысячи человек, а это — четверть всего населения поселка! Приезжают люди со всей округи: не только из Городеи и Несвижа, но и Барановичей, Кореличей, Столбцов, Клецка. Приходят люди всех возрастов: и пенсионеры, и мамы с детьми. Продаем попкорн, сладости, шашлык, ставим аттракционы, — рассказывает Александр Марченко.
При клубе также работает детская футбольная школа, где занимается порядка 300 ребят.
Чтобы Городея смогла принимать матчи высшей лиги, недавно завод реконструировал стадион, на котором проводит домашние матчи футбольный клуб.
Стадион — это только часть спортивного комплекса. Здесь также открыты два бассейна — 25-метровый взрослый и «лягушатник». 45-минутное занятие стоит 3,5 рубля, для детей — 1,5 рубля. Безлимитный абонемент на месяц обойдется в 20 рублей.
«Бассейн посещают школьники, дети из оздоровительных лагерей приезжают. А на вечерние сеансы приходят местные жители. Приезжают даже из Несвижа», — рассказывает инструктор спорткомплекса. Здесь еще открыты два тренажерных зала, большой спортивный зал, а также зал для единоборств.
Спортивный комплекс и Дом культуры, который находится рядом, раньше принадлежали заводу, но буквально пару недель назад их передали в собственность райисполкома.
— По постановлению Совета Министров, чтобы снять с промышленных предприятий нагрузку, их социальные объекты передаются на баланс административно-территориальных единиц. На содержание этих объектов в год завод тратил порядка 7 миллиардов рублей. Теперь это будет забота бюджета, а предприятие может вкладывать средства в модернизацию и развитие, чтобы быть более конкурентоспособным, — рассказывает председатель Несвижского районного исполнительного комитета Иван Крупко. — Это могло произойти в 2012 году, но тогда были определенные вопросы с состоянием этих объектов. Мы договорились с заводом на их поэтапную модернизацию, чтобы нам не нести двойные затраты: взять объекты, а потом ремонтировать. В этом году модернизация закончилась.
Забрав спорткомплекс и ДК, заводу передали два совхоза в Копыльском районе — КСУП «Совхоз «Лесное» и РСУП Бобовня. Заводчане, с которыми мы разговаривали, опасаются, что это сильно повлияет на работу самого сахарного комбината: колхозы, по их мнению, находятся в плачевном состоянии. Один из них, например, пару лет назад оказался в списке предприятий-должников по зарплатам.
— Городейскому сахарному комбинату переданы два сельхозпредприятия в Копыльском районе. Будет их более углубленное развитие, модернизация, вложение средств. Думаю, дополнительные объемы сахарной свеклы появятся на заводе. Такое случается уже не впервые. Несколько лет назад к комбинату было присоединено предприятие в Столбцовском районе (ОАО «БелНатурПродукт». — Прим. TUT.BY). Сейчас там современное экспортоориентированное предприятие по производству джемов, конфитюров, соков, — говорит Иван Крупко.
Эксперт: 78% моногородов Беларуси «завязаны» на еде и табаке
— Несмотря на то, что в Беларуси в настоящее время активно проявляются тенденции постиндустриального развития, развития сферы услуг, тот факт, что у нас в стране сохраняется достаточно большое количество монопрофильных индустриальных городов в структуре городского расселения, свидетельствует пока о четком проявлении процессов индустриализации, — объясняет доктор географических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической географии зарубежных стран БГУ Екатерина Антипова.
Согласно исследованию, проведенному под руководством профессора на географическом факультете БГУ, 78% из всех моногородов специализируются на производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак.
Одной из главных проблем современного развития моногородов является «наличие в ряде из них убыточных или низкорентабельных крупных градообразующих предприятий, создающих угрозу для социальной стабильности не только в самом городе, но и в прилегающих районах».
— В условиях постиндустриального развития в экономически развитых странах монопрофильные города, когда из них уходят промышленные функции, приобретают новые сервисные функции. Это хорошо видно на примере старопромышленных районов и городов Германии (Рура), США (Детройт) и соседней Польши (Верхняя Силезия). Постиндустриальный вектор развития — это необратимый процесс, поэтому органам управления монопрофильных городов надо постоянно держать руку на пульсе, учитывать эволюционные изменения и разрабатывать стратегии социально-экономического развития и социальной поддержки данной категории городов с учетом сокращения индустриальных производств в перспективе, — рассуждает Екатерина.
Экономическая ситуация в моногородах Беларуси различается:
— Выделяются единичные индустриальные моногиганты-лидеры национального значения (Солигорск, Жодино) и множество монопериферийных городов регионального и местного значения с проблемной экономической ситуацией (Давид-Городок, Коссово и др.).
Исследование показывает, что большинству моногородов Беларуси свойственно незначительное ежегодное увеличение численности населения и незначительный рост рождаемости в последние годы. Смертность населения в моногородах превышает аналогичный показатель для всего городского населения страны. В целом, демографический фактор является в настоящее время одним из определяющих развитие моногородов.
КОММЕНТАРИИ