Автоперевозчики говорят о кризисе в перевозках сельхозпродукции, эксперты выступают за системные меры

Ситуация на рынке перевозок сельхозпродукции в РФ критическая, считают представители автотранспортной отрасли. Эксперты агрорынка видят причину, прежде всего, в сокращении урожая в прошлом году и не исключают, что транспортные проблемы могут отразиться на экспорте зерна. Но вместе они выступают за принятие системных мер и наведение порядка на этом рынке, передает ИКАР.

О том, что ситуация в сфере перевозок сельхозпродукции критическая, говорится в письмах, направленных Национальной ассоциацией грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" в правительство, Минтранс, Минсельхоз и ФАС. Документы размещены на сайте объединения.

Одной из основных причин этого в ассоциации считают так называемый перегруз, виновными в котором они называют отправителей грузов. "Рынок автомобильных перевозок до сих пор остается в тени, а грузоперевозчики вынуждены допускать грубейшие нарушения действующего законодательства в части превышения общей массы транспортного средства", - говорится в письме.

По их мнению, "проблема перегруза связана с банальным желанием грузовладельца сэкономить на перевозках".

"Большинство перевозчиков жалуются, что их буквально заставляют ездить с перегрузом. Очень распространена ситуация, когда перевозчика принуждают подписывать нелепые договоры... В ряде случаев грузоотправители даже не боятся документально фиксировать заведомое нарушение закона и составлять договор, а также вносить в транспортные накладные данные о перевозке 45 тонн товара на машине, которая может везти максимум 25 тонн, - говорится в письме. - Сообщество автогрузоперевозчиков уверено, что заинтересованы в перевозках с перегрузом, прежде всего, те грузовладельцы, которые для минимизации расходов загружают по максимуму транспортное средство и тем самым получают конкурентное преимущество перед добросовестными участниками рынка".

Авторы письма считают, что "коррупция пронизывает отрасль грузовых перевозок". Они информируют о конкретных случаях, когда перегруженные машины свободного пересекали посты весового контроля.

"Грузавтотранс" просит власти взять проблему перегрузов под особый контроль и поручить Генпрокуратуре организовать централизованный контроль за наведением порядка на этом рынке, в первую очередь на рынке перевозок зерна и сыпучих грузов. Ассоциация также предлагает создать специальную рабочую группу с участием органов власти, общественных организаций и грузоперевозчиков для решения этой проблемы.

Как заявил "Интерфаксу" представитель одной из зернотрейдерских компаний, ситуация накалилась до того, что в ряде регионов "можно наблюдать забастовочные настроения, согласованные акции". Но главная причина, по его словам, не столько в перегрузе, сколько в значительном сокращении объема предлагаемых к перевозке грузов, в том числе и зерна на экспорт.

Из прогнозируемых на этот сельхозгод (июль 2018-июнь 2019 гг.) 42 млн тонн зерна уже вывезено более 30 млн тонн. "Предложение снизилось, тарифы упали, конкуренция усилилась, что, естественно, не нравится водителям", - сказал он.

При этом он признал, что проблема перегруза существует и негативно влияет на рынок автоперевозок. "Но контролировать этот вопрос - не полномочия экспортеров, мы выбираем перевозчика на тендере и, естественно, ориентируемся на стоимость предлагаемой услуги", - заявил он.

Как считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, сложившаяся ситуация объяснима. "В прошлом году из-за необходимости перевозок рекордного урожая мощности были "раскатаны", а в этом году зерна меньше, меньше предложение и других грузов, а предложение автомобилей высокое, - сказал он. - К тому же за последнее время серьезно повысилась стоимость бензина, других расходных материалов для перевозчиков, доходы их упали".

К тому же, добавил он, рынок предложения автотранспорта недостаточно консолидирован.

По словам Д.Рылько, сложившаяся ситуация может отразиться на темпах экспорта зерна, "но не сильно". "Автомобильные перевозки остаются важными, но в это время года, как правило, уже большую роль играют железнодорожные, автомобильные объективно снижаются", - сказал он.

Хотя, добавил глава ИКАР, особенностью текущего сельхозгода стало то, что увеличились расстояния, на которые зерно перевозится автотранспортом. "Раньше считалось, что железнодорожные перевозки начинаются за 500 км, потом - за 1 тыс. км, теперь - за 1,5 тыс. км. Уже обычными стали автомобильные рейсы, к примеру, Оренбург - Самара", - сказал он, добавив, что зерно для перевозок в стране еще есть.

С тем, что рынок грузоперевозок недостаточно консолидирован и перегружен, согласен и руководитель одной из небольших автотранспортных компаний, которая занимается перевозкой сельхозпродукции на юге страны. По его прогнозу, через месяц из-за сокращения объема перевозок цена может снизиться еще "процентов на 30".

"В этом году, к примеру, процентов 70-80 экспортеров не заключили контракты на перевозку кукурузы из-за ее небольшого урожая, все заказы ушли на Украину, где урожай оказался выше", - сказал он.

Результатом происходящего он назвал то, что "рынок сбросит лишних".

Представитель еще одного крупного зернотрейдера высказал опасения, что проблему рынка грузоперевозок сельхозпродукции "начнут решать за счет экспортеров зерна, которых признают "крайними".

"Здесь нужен здравый подход, это не наша сфера ответственности - "ловить" тех, кто занимается перегрузом, - сказал он. - Нужно создать условия для цивилизованных перевозок не только зерна, но и всей сельхозпродукции, надо вносить изменения в устаревшие регламенты. Это системная проблема и ее решение возможно только с учетом интересов всех участников рынка".

Он напомнил, что экспортные перевозки зерна значительно меньше, чем внутренние, объем которых превышает 70 млн тонн в год. "И перевозится не только зерно", - заметил он.

"Минсельхоз находится в постоянном контакте с перевозчиками и трейдерами. По ситуации с перевозками зерна была проведена встреча с представителями ассоциации "Грузавтотранс". В настоящий момент министерство совместно с Минтрансом рассматривает в рамках своих полномочий возможные меры, реализация которых будет способствовать решению сложившейся ситуации", - говорится в сообщении министерства.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)