Беларусь: Новая стратегия кондитеров

Экспорт стал ключевым драйвером для белорусских кондитеров. Рассчитывать только на внутренний рынок больше не приходится: не те объемы, да и импорт наступает пишут "Беларусы и рынок".

По итогам первых восьми месяцев 2018 года ОАО «Красный Мозырянин» — один из крупнейших в Беларуси производителей кондитерских изделий нешоколадной группы (мармелад, пастила, зефир, ирис, конфеты) — выпустил более 2400 т продукции, или почти 98 % к аналогичному периоду 2017 года. При этом по итогам двенадцати месяцев «Красный Мозырянин» рассчитывает произвести продукции не менее 100 % от уровня прошлого года, сообщили «БР» на предприятии.

Пока серьезного прироста объемов с начала года удалось достичь лишь в производстве пастилы (на 79 т больше, или 135,3 % к январю — августу 2017 года). При этом на данный продукт пришлось 12,6 % производственного портфеля «Красного Мозырянина». Основу же портфеля составляет зефир — почти 42 % товарной продукции. Доля мармелада — 27 %, конфет — 10 %, ириса — 8,8 %.

Трудности конкурентной борьбы. Почти 80 % продукции «Красного Мозырянина» реализуется на внутреннем рынке. Он ключевой в продажах, и, увы, работа на нем в последние годы заметно усложнилась. Одной из главных причин специалисты предприятия считают значительно увеличившийся импорт кондитерских изделий. Наступление зарубежных конкурентов поддерживается диспаритетом цен на сырье (сахар, муку, кондитерский жир и маргарин), которое в соседних странах обходится в среднем на 20 % дешевле. Цены на энергоносители отличаются и вовсе в разы, особенно если сравнивать с Россией.

Экономику кондитеров усложняет и высокая фискальная нагрузка, одной из главных статей в структуре которой являются отчисления в ФСЗН. Для белорусских производителей они составляют 34 % от фонда оплаты труда, тогда как в России аналогичные платежи не превышают 30 %, а в Украине — 22 %.

В этом году агрессивное наступление импорта привело к некоторому снижению продаж наровлянской компании (ОАО «Красный Мозырянин» находится в Наровле) на внутреннем рынке, в результате чего в январе — августе выручка уменьшилась примерно на 4 %.

На давление со стороны импорта обращают внимание и другие представители кондитерской отрасли. «Что такое настоящая конкурентная война, мы узнали лишь три года назад, когда Россия перекрыла въезд украинским кондитерским изделиям. Вдобавок из-за хорошего урожая зерновых и сахарной свеклы у соседей упали цены на сахар и муку. Так что дешевая украинская «кондитерка», которая раньше в буквальном смысле растворялась на просторах России, хлынула к нам», — отметил начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» Дмитрий Соловых.

На таком фоне отечественные кондитеры стараются скорректировать сбытовую политику. По словам заместителя директора по экономике ОАО «Красный Мозырянин» Галины Шубич, чтобы победить в конкурентной борьбе, компания делает ставку на два фактора. Первый — качество выпускаемой продукции: на фабрике принципиально не используется пальмовое масло. Внимание покупателя акцентируется на этом факте благодаря соответствующей информации на лицевой стороне упаковки товара. Второй фактор — диверсификация экспорта. При годовом плане прироста экспорта на 5 % за восемь месяцев текущего года показатель удалось увеличить на 15,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2017-го.

Не только Россия. Пока до 80 % всего экспорта «Красного Мозырянина» приходится на Российскую Федерацию, и в этом есть определенная проблема для фабрики, так как рынок восточной соседки низкомаржинальный. Там приходится реализовывать продукцию по ценам ниже, чем в Беларуси, по отдельным товарным позициям — в полтора-два раза. В итоге, несмотря на значительную емкость и рост российского кондитерского рынка, руководство предприятия поставило перед собой задачу переориентировать экспорт «кондитерки» на другие рынки.

Процесс пошел: по сравнению с предыдущим годом доля России в экспортных поставках предприятия снизилась на 8 п. п. Высвобожденные объемы были отправлены в Азербайджан и США. Кстати, Соединенные Штаты оказались самым маржинальным рынком для «Красного Мозырянина»: там средняя рентабельность продаж составила примерно 5 %. Это выше, чем, например, в Украине или Грузии, куда также поставлялась продукция в небольших объемах.

Перспективным для белорусских кондитеров является Китай. Рынок этой страны — один из самых емких и маржинальных. Впрочем, и один из самых сложных рынков на планете. Причина — специфические требования сертификации продукции, которая длится от 12 до 24 месяцев. К слову, схожая система сертификации действует в Беларуси в отношении лекарственных средств.

В числе первых поставить белорусскую «кондитерку» в Китай смог «Слодыч». По итогам первого полугодия 2018 года компания отгрузила в Поднебесную без малого 80 т сладкого сухого печенья. Ожидается, что в ближайшие годы дорогу на китайский рынок проторят и другие отечественные кондитеры нешоколадного профиля.

Переосмысление модернизации. Изменение конъюнктуры на традиционных рынках сбыта потребовало от кондитеров пересмотра планов развития. Не так просто выбрать правильные производственные направления, если работаешь с более дорогим сырьем и энергоресурсами, а также при более высоких налогах, чем у твоих зарубежных конкурентов.

«Красный Мозырянин» завершил предыдущий крупный инвестпроект стоимостью 2,5 млн бел. руб. (около 78 млн. руб.) летом 2016 года. Он был связан с внедрением новых, прогрессивных технологий и оборудования: введена в эксплуатацию автоматизированная линия по производству пастилы ускоренным способом. Сегодня на линии производительностью 520 т в год при полной загрузке выпускаются как традиционная, так и трехслойная пастила с мармеладом, многослойные мармелады и конфеты типа суфле.

Топ-менеджеры компании пока размышляют, что и как развивать дальше. Предугадать «телодвижения» кондитерского рынка в условиях открытых границ и заведомо проигрышных позиций по сырью трудно. Для долгосрочного планирования (а именно такое планирование — главный двигатель крупных инвестпроектов) необходимо, чтобы рынок сохранял стабильность на протяжении хотя бы нескольких лет.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре