Марат Ахметов: «Пересластили» экономику, но самой экономике от этого несладко»

Глава минсельхозпрода РТ предсказывает убытки республиканским сахарным заводам из-за низких цен на сахарный песок

Богатый урожай свеклы не сможет подсластить пилюлю, которую подкинул татарстанским предприятиям его величество рынок. При уровне безубыточности сахарных заводов на уровне 31 рубля за килограмм песка сейчас закупочные цены обвалились до 25–26 рублей, грозя огромными убытками производству. Как в правительстве России думают вводить ввозные пошлины на сладкий продукт и что советует татарстанским сахаропроизводителям министр Марат Ахметов, узнавал «БИЗНЕС Online».

СВЕКОЛЬНЫЙ КОЛЛАПС

Еще совсем недавно в Татарстане свеклу с гордостью называли высокомаржинальной культурой и строили планы по увеличению посадочных площадей. Наряду с кукурузой, рапсом и подсолнечником свекла подставляла своего рода финансовый «костыль» землепашцам, которые в течение последних лет страдали то от засухи, то от низких закупочных цен на зерно. «В течение последних четырех-пяти лет сахарная свекла была якорной, очень прибыльной культурой, где экономика была более 50 процентов и для свеклосеящих хозяйств, и для сахарных заводов», — рассказал 26 сентября на брифинге в кабмине РТ министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов. Не без гордости он вспоминал, что в самом начале его работы министром все хозяйства республики вместе получали 500–600 тыс. т корнеплодов.

И действительно, в этом году в Татарстане сахарная свекла была посеяна на площади 73,9 тыс. га, что на 11 тыс. га больше, чем в 2016 году. После уборки 40% посадочных площадей было накопано порядка 1,2 млн. т свеклы. Всего же в этом году планируется получить до 3 млн. т этого сладкого корнеплода. Средняя урожайность корнеплодов составляет 381 ц/га. Рекордсменом в этом году стал Сармановский район, который уберет в этом году более 500 тыс. т свеклы. Однако копать свеклу, да еще под холодным осенним дождичком, нынче совсем не сладко. «Экономика свеклы в этом году очень скромная. Сахар в цене упал от 38 рублей за килограмм в прошлом году до 25–26 рублей, это оптовая цена сахара в этом году. Конечно, экономика и самой сахарной свеклы, и сахара для перерабатывающих заводов несколько разочарует», — заявил министр.

Обвал цен в этом году произошел из-за того, что в Россию активно завозится дешевый сахар из Беларуси и Казахстана. Глава министерства сельского хозяйства РФ Александр Ткачев неделю назад в интервью РИА «Новости» уже говорил, что России нужно ограничить импорт сахара, который идет из этих стран, поскольку это обваливает местный рынок. «Казахстан и Беларусь импортируют сахар из третьих стран без пошлин, тем самым ухудшая положение на рынке сахара в ЕАЭС, и создают неблагоприятные условия для российских производителей», — заявил Ткачев. «По стране нужно регулировать импорт сахара, — согласен с федеральным министром Ахметов. — Такое поручение дано Медведевым на последнем совещании. Здесь проигрывают оба: и производители сырья — свеклосеющие хозяйства, и переработчики сахарной свеклы». Вместе с тем он дал понять, что надежды на то, что это решение будет принято, немного, поскольку Беларусь и Казахстан входят в Таможенный союз и портить с ними отношения ради сахара вряд ли станут.

Еще одной причиной низкой цены на сахар стало то, что прошлый год также был урожайным по сахарной свекле, так что на предприятиях остались нераспроданными остатки сахарного песка с прошлого года, сообщил Ахметов после брифинга, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online».

Как-то повлиять на импорт сахара на уровне республики невозможно, поэтому, как разрулить ситуацию, в минсельхозе РТ пока не знают. «Если у предприятия позволяют запас финансовой прочности, наличие оборотных средств, чтобы немножко подождать до установления стабильных цен, [нужно подождать]», — советует татарстанский министр.

ПОД УДАРОМ — ТРИ САХАРНЫХ ЗАВОДА ТАТАРСТАНА

Планка безубыточности для сахарных заводов составляет 31 рубль за килограмм сахарного песка. «Если бы цены на сахар на бирже стабилизировались на уровне 31 рубля, тогда сахарные заводы смогли бы сезон переработки сахара закончить без убытков», — предположил Ахметов. При нынешнем же уровне цен он не исключил, что сахарные заводы Татарстана даже могут уйти в убыток. В Татарстане сегодня работает три сахарных завода — Заинский, принадлежащий холдингу «Агросила», Буинский, относящийся к «Ак Барс Холдингу», и Нурлатский, которым владеет УК «Агроинвест» Раиса Сулейманова. Вкупе они, как ожидается, произведут в этом году около 400 тыс. т сахара. На данный момент предприятиями переработано 421,2 тыс. т свеклы, выработано 55,8 тыс. т сахара.

«Самый высокий запас прочности у Заинского сахарного завода. Они за прошедшие три-четыре года получали очень серьезную прибыль. Завод очень современный, высокопроизводительный. Проблемы могут возникнуть у Нурлатского и Буинского сахарных заводов», — считает министр. Это не значит, что у «Агросилы» вовсе не будет проблем, пояснил он, поскольку агрохолдинг, контролируемый Ильшатом Фардиевым, занимается как производством свеклы, так и ее переработкой, поэтому предприятие в итоге «проигрывает по двум направлениям». Вместе с тем в министерстве сельского хозяйства не планируют снижать посевные площади по высокомаржинальным культурам, включая свеклу, даже несмотря на то, что этот год нерадостный. Так, помимо свеклы разочаровать в этом году может и кукуруза, часть которой не успевает созреть до зимы из-за холодного лета.

«Этот год — редкое исключение. Все говорят (и синоптики, и те, кто изучает перспективы изменения погоды), что потепление идет. Здесь нужно постараться исключить субъективные причины. Так что снижать посевные площади мы не планируем. А по подсолнечнику, поскольку МЭЗ (маслоэкстракционный завод, входящий в «Нэфис Групп», — прим. ред.) уже сам пошел инвестором по выращиванию подсолнечника, у нас площади могут быть даже увеличены», — сообщил Ахметов нашему корреспонденту.

Что касается свеклы, он отметил, что нецелесообразно оставлять недозагруженными сахарные заводы из-за того, что «нет экономики». «Нужно искать на заводах технологические возможности удешевления производства сахарного песка, увеличить коэффициенты производства сахара», — считает министр РТ. Аналогичную работу следует произвести и свеклосеющим хозяйствам. «„Пересластили“ экономику, но самой экономике от этого несладко», — заключает он.

Само производство сахара в настоящее время растет во всем мире, это создает риски перепроизводства и дальнейшего снижения цены. В прошлом сезоне Россия стала первой в мире по объемам производства свекловичного сахара, произведя 6,2 млн т, что больше, чем в таких странах, как Франция, США и Германия, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на минсельхозпрод РФ. В этом году посевные площади под сахарную свеклу в России были увеличены на 6%, это даст до 52 млн. т урожая сахарной свеклы. Ожидается, что будет произведено 6,5 млн т сахара, из этого количества 700 тыс. т свекловичного сахара наша страна может экспортировать, что в два раза больше показателя 2016 года.

По данным минсельхозпрода РТ, по состоянию на 25 сентября в Татарстане было накопано 1070 тыс. т сахарной свеклы с площади 28 тыс. га (около 40% урожая). Средняя урожайность корнеплодов составляет 381 ц/га. На сахарных заводах республики заготовлено 563,7 тыс. т сахарной свеклы.

«ЕСЛИ САХАРНЫЕ ЗАВОДЫ ОБАНКРОТЯТСЯ, ЭТО ДЛЯ НАС БУДЕТ БОЛЬШИМ ГОРЕМ»

«БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов о том, могут ли низкие цены на сахар обанкротить татарстанские сахарные заводы и что стало причиной «свекольного коллапса»: дешевый импортный песок, льющийся через ворота Таможенного союза, или же политика российских властей по увеличению посевных площадей свеклы, что привело к перепроизводству сахара в стране.

Евгений Иванов — старший эксперт по рынку сахара Института конъюнктуры аграрного рынка:

— Проблема в том, что предыдущие 20 лет мы развивали импортозамещение, не замечая, что уровень развития нашей отрасли ограничен в первую очередь емкостью рынков. Россия не ест больше 6 миллионов тонн сахара, возможности экспорта совсем не гигантские. В рамках этого потолка мы могли развиваться, не замечая ничего вокруг. А теперь мы к этому потолку подошли в прошедшем сезоне, а в текущем сезоне его с большим запасом превысим. При этом на внутреннем рынке остаются поставки белого сахара — в основном из Беларуси. Оттуда к нам заходят 200–300 тысяч тонн ежегодно. Рынки сопредельных стран недооткрыты в силу того, что к нашим соседям беспошлинно поступает белый сахар из ЕС, Украины и других стран. Готовый белый сахар, а не сырец для загрузки собственных заводов продолжает поступать беспошлинно в Казахстан, Киргизию, другие страны. И это ограничивает рынки сбыта в том числе и российскому сахару. Мы могли бы экспортировать на 200–300 тысяч тонн больше, но не можем это делать в силу того, что рынки сбыта заняты беспошлинным импортом из третьих стран.

20 лет развития отрасли поставило новые вопросы. Раньше Заинский завод соревновался с буинским, а сейчас вся наша отрасль соревнуется в мировом масштабе. Мы должны быть конкурентоспособны не с соседним заводом, а с немецкими, бразильскими заводами. У нас должно быть соответствующее качество сахара, его упаковки, логистики и прочих вопросов, связанных с производством и сбытом. А высоким требованиям традиционного мирового экспорта соответствует сахар далеко не всех российских заводов. Самая банальная вещь — плотность мешков. В России для сахара традиционно используется мешок 50 килограммов весом до 120 граммов, а реально он бывает и меньше 100 граммов. А в мировой торговле сахаром используется плотный мешок в 160 граммов. Но он дороже, и его закупают, только понимая, что сахар будет экспортирован в дальнее зарубежье. Так что этими рынками надо серьезно заниматься, чем, к сожалению, не могут похвастаться наша отрасль и большинство наших компаний. Это был «факультативчик» в некоторых компаниях, чаще применительно к экспорту мелассы и гранулированного свекловичного жома. А по экспорту сахара никто, кроме Продимекса, серьезно этим вопросом не занимается и по сей день.

Для выхода из создавшейся ситуации всем игрокам отрасли надо вырабатывать консолидированную позицию. Один в поле не воин. Нужно под руководством каких-либо союзов, ассоциаций и прочих выходить на руководство страны и добиваться от государства всесторонней поддержки экспорта и развития логистики. Российская логистика экспорта крайне неудобна и дорога. И пропускная способность ее на сегодняшний день тоже невелика. Если мы захотим поставить условному Кот-д'Ивуару 30 тысяч тонн сахара, то мы это не сможем сделать в принципе. Никак. Потому что наша «форточка» в Новороссийске пропускает какой-то мизер и больше мы морем не сможем этот сахар отгрузить никаким образом. Ни в одном из портов, ни за какие деньги. Даже задорого. К тому же новороссийская «форточка» в три раза дороже, чем порт Одессы для украинских производителей сахара. То есть все издержки логистики в России в три раза дороже, чем аналогичные издержки украинских сахарных заводов. И с этим что-то надо делать. Простых, быстрых методов спасения отрасли нет. Надо серьезно и долгосрочно заниматься всеми отраслевыми вопросами. Это очень непростая задача, и пока эти вопросы решаются очень медленно.

Антон Трошин — генеральный директор ОАО «Заинский сахар»:

— «Агросила» — это холдинг, а плюс работы в холдинге тем и отличается, что мы множественные процессы можем отрегулировать внутри, даже под влиянием внешних факторов. Самое первое — оптимизировать процессы. У нас есть пятилетняя программа развития, мы планомерно двигаемся к ее реализации. Ситуация на рынке не окажет на программу сильного воздействия, мы в силах справиться со внешними вызовами, такими как падение закупочных цен в том числе. Что же касается господдержки, она никогда не бывает лишней.

Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово» (Буинский район):

— Такая техническая культура, как сахарная свекла, — самая маржинальная, по крайней мере, в нашем хозяйстве. От сахарной свеклы мы получаем самый высокий доход. И если сахарные заводы обанкротятся, это для нас будет большим горем. Рядом с нашим сахарным заводом в Буинске есть сахарный завод в Ульяновской области. И их руководители говорят, что для нормального развития предприятия 40 рублей за килограмм — самая оптимальная цена, а 26 рублей за килограмм — сильно заниженная. Если анализировать рынок, то можно понять, что эта цена кем-то искусственно сильно занижена. В каких целях — для меня непонятно, потому что никаких предпосылок для этого нет. Ожидаемый урожай на сегодняшний день сравним с прошлогодним. У нас в России производится 5,9 миллиона тонн сахара. Татарстан раньше производил на всех трех заводах 300 тысяч тонн сахара. Из Беларуси поступало 300 тысяч тонн и в 2017 году экспортировали в Казахстан 300 тысяч тонн. Так что предпосылок того, что у нас будет перепроизводство сахара, нет.

Мы у себя в хозяйстве по сравнению с прошлым годом площади под свеклу увеличили. У нас было 220 гектаров, сейчас 300 гектаров. Для нас эта культура очень выгодна. Снижение цены очень плохо отразится на всех. Это приведет к закрытию сахарных заводов, потом — к снижению финансовых потоков у хозяйств. К тому же многие хозяйства, как мы, закупили новую технику для посева и уборки сахарной свеклы. Получается, что мы потеряем и эти деньги. Это коснется и тех, кто обслуживает сахарные заводы. То есть убытки будут системными. Вот в нашем городе сахарный завод — один из основных работодателей. И в других городах то же самое.

ООО «Буинский сахар» на 100% принадлежит ООО «Ак Барс-Актив» (входит в ХК «Ак Барс»), директор — Погребной Валерий Трофимович. По итогам 2016 года выручка ООО составила 3,4 млрд рублей, чистая прибыль — 18,7 млн рублей.

ЗАО «Нурлатский сахар» (генеральный директор — Сагайдак Игорь Анатольевич) входит в группу компаний «АгроИнвест» Раиса Сулейманова. По итогам 2016 года выручка составила 1 млрд рублей, чистая прибыль — 424 тыс. рублей.

ОАО «Заинский сахар» (генеральный директор — Трошин Антон Александрович) входит в холдинг «Агросила». По итогам 2016 года компания получила выручку в 4,6 млрд рублей, чистая прибыль составила 455,2 млн рублей.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)