Акциз на сладкие напитки: мировой тренд или экономическая ошибка?

Идея акциза на сахаросодержащие напитки продолжает будоражить умы правительственных чиновников. В Минфине не спешат отказываться от намерения обложить налогом газировки, заявляя, что это мировой тренд. «Рамблер.Финансы» изучили международный опыт и результаты введения акцизов в разных странах.

В середине мая заместитель министра финансов РФ Илья Трунин сообщил, что введение акцизов на напитки, содержащие сахар, – буквально мировой тренд. «По сахаросодержащим – это мировая практика. Я думаю, что этот вопрос не снят с повестки. Мы продолжаем прорабатывать. По сахаросодержащим напиткам, как и электронным сигаретам, различные варианты налогообложения в мире сейчас используются, мы тут не будем выбиваться из какого-то тренда», – приводит слова Трунина ТАСС.

Однако мировая практика законодательного регулирования рынка сахаросодержащих напитков не дает однозначного ответа на вопрос: помогают ли акцизы на сладкие газированные напитки пополнять бюджет и регулировать уровень потребления сахара населением.

Как у них?

Североамериканская зона свободной торговли

В настоящий момент акциз на сладкие напитки действует в Мексике и двух штатах США (16 июня Филадельфия также ввела налог на сахаросодержащие напитки - Sugar.Ru).

Штат Западная Вирджиния ввел акциз на сладкие газированные напитки еще в 1951 году, Арканзас в – 1992 году. Несмотря на более чем полувековую борьбу с избыточным весом, посредством налога на сладкую газировку, Западная Вирджиния уверенно занимает 3-е место в стране по количеству людей с ожирением (34,5%), а Арканзас – 4-е (33,8%). Другие штаты США, как правило, вовсе отвергают идею о введении подобного акциза, поскольку она не несет позитивного эффекта с точки зрения борьбы с лишним весом (потребители переходят на аналогичные более дешевые, но не менее калорийные продукты).

Например, в 2008 году 64% избирателей штата Мэн проголосовали за отмену акциза на безалкогольные напитки, в 2010 году подобное предложение отвергли свыше 60% избирателей штата Вашингтон, в 2012 году этому примеру последовали 67% избирателей города Ричмонд в Калифорнии. В следующем году введение акциза отвергли 68% избирателей города Теллурид в штате Колорадо.

В Мексике налог в 1 песо на подслащенные напитки и снеки был введен в 2014 году. В результате цена на безалкогольные напитки в стране повысилась от 9 до 18% в зависимости от тары. Согласно проведенным в декабре 2014 года исследованиям аналитического агентства Kantar Worldpanel, основными потребителями подакцизной продукции стали бедные слои населения – 63,7% этих налогов были собраны в низшей  социально-экономической группе. Введение акциза обернулось также банкротством более 30 тыс. небольших магазинчиков в Мексике, так как под новый налог попало более 50% их ассортимента. Это привело к исчезновению рабочих мест, кормивших более 600 тыс. мексиканских семей.

Вопрос о последствиях налога для экономики и здоровья нации в этой стране по-прежнему остается дискуссионным. В сентябре 2015 года нижняя палата мексиканского конгресса снизила налог на напитки с пониженным содержанием сахара, но поправки пока не были ратифицированы Сенатом.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Введение акцизов обсуждалось на Филиппинах и Вьетнаме.

На Филиппинах предложение взимать акциз в размере 20% на литр сладкого напитка инициаторы объясняли необходимостью увеличить поступления в бюджет и пользой для здоровья нации. Центр исследований и коммуникаций при Тихоокеанском Университете (UAP) подсчитал, что 20-ти процентная ставка акциза на подслащенные напитки могла бы поднять налоговые поступления в бюджет на сумму от 4,479 до 10 млрд песо. Однако впоследствии эксперты выявили и обратную сторону акциза, который будет отрицательно воздействовать на сбор других налогов, в частности – НДС и налога на прибыль, что приведет к чистому убытку в размере 77,4 млрд песо. В результате налог так и не был принят парламентом.

Во Вьетнаме также прорабатывали возможность введения такого сбора. По планам авторов законопроекта, акциз в 10% на литр безалкогольного газированного напитка должен был способствовать увеличению налоговых поступлений. Однако после изучения вопроса Центральным институтом управления экономикой при правительстве Вьетнама в 2014 году был составлен отчет, прогнозирующий дополнительные налоговые поступления от акциза в размере 8,46 млн долларов. При этом убытки от налога в результате воздействия на объёмы продаж и занятость в отрасли, а также от неминуемой цепной реакции для экономики в целом, могли превысить 52,6 млн долларов. Эксперты назвали введение акциза «сомнительным в экономическом плане».

Африка

Среди нескольких африканских стран (Алжир, Египет Замбия), где подобный акциз вводился, в Замбии, например, он уже отменен. В 2012 году правительство Замбии отменило подобный акциз в связи с необходимостью снизить налоговую нагрузку для отрасли и стимулировать возобновление промышленного роста. К тому же, основное финансовое бремя легло на потребителей с низким и средним уровнем доходов (сбор в совокупности с НДС увеличил стоимость газированных напитков на 25%).

Европа

В Дании акциз на сладкие газированные напитки от 0,10 до 0,28 долларов за литр в зависимости от концентрации сахара был введен в 1930-е годы, а отменен в 2013 году. Причиной такого решения стало заполнение датского рынка газированными напитками, произведенными в соседней Германии и Швеции, где подобный вид акциза не действовал. Правительство Дании подсчитало, что ежегодно недополучает 38,9 млн евро от неуплаты НДС.

В мае 2016 года о планах по введению «сладких налогов» заговорили в Великобритании – королева Елизавета II объявила в своей тронной речи, что правительство намерено ввести акциз с 2018 года. Однако экономические перспективы такой политики налогообложения остаются пока туманными, а вопрос о введении акцизов на территории Соединенного Королевства – по-прежнему открытым.

Обратный эффект для российской экономики

Как видим, мировая практика демонстрирует неоднозначность применения подобных мер налогового регулирования рынка безалкогольных газированных напитков, как с точки зрения оздоровления населения, так и с позиции экономической эффективности для бюджета и инвестиционного климата в стране.

Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова отмечает:

"В качестве аргумента о вреде обычно упоминается большое количество сахара в составе газированных напитков. Однако продуктов с повышенным содержанием сахара, помимо шипучих лимонадов, значительно больше, чем предполагают авторы инициативы. Акциз на компоненты автоматически вызовет рост цен на эти продукты. Потребление снизится, а параметры производства и продаж просядут. Все это приведет к тому, что «налог предприятия тоже станет меньше."

Директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева также выражает сомнения по поводу «оздоровительного эффекта» акцизов:

"Часть наиболее дорогих (и качественных) продуктов становится недоступна определенным слоям населения, которые переходят на более дешевые или суррогаты. В результате возрастает нагрузка на систему здравоохранения, и можно сказать, что общество в целом и бюджет не выигрывают от наличия акцизов."

По мнению президента Ассоциации производителей бутилированной воды и безалкогольных напитков Алены Кондратьевой, попытка пополнить бюджет окажет обратный эффект для экономики:

"В результате снижения спроса компании будут вынуждены сокращать производство, что приведет к сокращению выручки и налогооблагаемой базы."

На фоне повышения налоговой нагрузки на бизнес производители уже начали выражать озабоченность неизбежным ростом цен на конечную продукцию. По словам замдиректора новосибирской компании «Карачинский источник» Елены Нагорновой, на данный момент бизнес только начал просчитывать возможные последствия от введения подобного акциза. Нагорнова уверена:

"Цены на продукцию существенно возрастут, а объёмы продаж значительно упадут – это станет серьёзной проблемой для всей отрасли."

Бизнес против. Слово – сотрудникам

Однако производители газированных напитков в рамках страны – это не только налогоплательщики, но и источник рабочих мест. При этом важно понимать, что обеспечивают работой как отечественные компании, так и зарубежные производители, действующие на территории России и имеющие высокий уровень локализации бизнеса. Особенно это актуально в кризисное время.

«Непосредственно в индустрии производства безалкогольных напитков в России задействовано более 100 тыс. человек, при этом одно рабочее место в отрасли дополнительно создает от 7 до 10 рабочих мест в отраслях смежных. В этой связи сокращение производственной деятельности и закрытие предприятий может привести к существенной ликвидации рабочих мест», – такие доводы о нежелательности введения акцизов на сладкие газированные напитки приводил уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов в официальном письме к председателю правительства Дмитрию Медведеву в марте 2016 года.

Например, из 100 тыс. сотрудников, занятых в отрасли по производству безалкогольных напитков только порядка 10 тыс. человек работает в Coca-Cola Россия. Компания обеспечивает дополнительно 60 тыс. рабочих мест в смежных областях экономики, а также оказывает спонсорскую поддержку важным социальным проектам и крупным спортивным мероприятиям. Кроме этого, они внесли существенный вклад в экономику как инвестор: на протяжении всей своей деятельности в нашей стране Coca-Cola Россия инвестировала более 4 млрд долларов.

К возможному падению рынка сладких газированных напитков из-за ужесточения налоговой политики готовятся и отечественные предприятия, например, «Волчихинский пивоваренный завод». Директор «ВПЗ» Виктор Скачков уверен:

Если ничего не делать и ждать, то 350 рабочих на заводе надо будет выгнать на улицу. Бутылка лимонада будет стоить рублей 70. А это все, конец, финал.

Соответственно, кроме сферы экономической, под серьезный удар попадет и социальная сфера: сокращение рабочих мест на предприятиях отрасли, а также снижение инвестиций в социально значимые проекты.

За что заплатит потребитель?

По опыту зарубежных стран и на основе мнений российских экспертов и игроков рынка можно сделать вывод – чаще всего подобные акцизы наносят вред экономике и бьют по кошельку самых незащищенных слоев населения. Такая ситуация произошла и с введением акцизов на бензин. Акцизная ставка на него была повышена на 2 руб. за каждый литр, и, по прогнозам, розничная цена бензина может вырасти на 4-5 рублей за литр.

Сейчас на тему возможности повышения акцизов на безалкогольные газированные напитки высказывается бизнес-элита и эксперты рынка. Однако столкнувшись с повышением цен на ряд привычных продуктов, новый налог неизбежно почувствует на себе и покупатель.

Новости

Аналитика и интересное о сахаре

News in English (delayed)